1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Размер этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда совокупно с размером этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства должен быть не менее чем произведение остатка аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, и частного от деления неиспользованного лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории этого субъекта Российской Федерации, на величину, равную сумме средств данного лимита и прогнозного увеличения рассчитанного для этого субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в предстоящие годы до 2025 года включительно. При этом в случае превышения совокупного размера этапов таких программ какого-либо года над размером минимального совокупного размера указанных этапов текущего года, рассчитанного в указанном порядке, совокупный размер этапов таких программ на последующие годы может быть меньше минимальных размеров этапов на величину этого превышения. Размер этапа 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Особенности определения минимального размера этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда могут устанавливаться нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. В случае увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на основании решения наблюдательного совета Фонда, принятого в соответствии с частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона, или решения, принятого в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, увеличение данного лимита и изменение его прогнозного увеличения не учитываются для целей определения минимального размера этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе такой программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством . Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Органы местного самоуправления вправе заключать за счет средств, указанных в части 6 настоящей статьи, муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, которые являются стандартным жильем и построены на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, либо для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов.

10. Региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе такие программы с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья и с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, или этапы этих программ, на реализацию которых до 31 декабря 2010 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы до 1 января 2012 года. При этом к указанному сроку количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе в соответствии с региональными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, и количество граждан, которым в соответствии с этими программами выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение, в совокупности не должно быть менее указанного в этих программах на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда количества граждан, которые подлежали переселению и на переселение которых Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка, либо общая площадь аварийного жилищного фонда, из которого осуществлено переселение граждан (включая общую площадь жилых помещений, в связи с изъятием которых гражданам выплачено возмещение) в соответствии с этими региональными адресными программами, не должна быть меньше общей площади аварийного жилищного фонда, указанной в этих программах на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и на переселение из которого Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка.

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О переселении граждан из аварийного жилищного фонда
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года.

Статья 2. Основания и порядок признания многоквартирных домов аварийными

1. Основанием для признания многоквартирного дома аварийным является наличие негативных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить постоянное проживание граждан в жилых помещениях, расположенных в таком доме , вследствие угрозы безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе связанной с ухудшением эксплуатационных характеристик такого дома или отдельных его частей в результате физического износа в процессе эксплуатации такого дома, а также вследствие аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, вследствие террористических актов, иных неправомерных действий третьих лиц, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности многоквартирного дома, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Перечень критериев признания многоквартирного дома аварийным устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Многоквартирный дом не может быть признан аварийным в случае, когда без проведения реконструкции такого дома возможно минимизировать влияние указанных в части 1 настоящей статьи негативных факторов среды обитания человека до допустимого уровня, в том числе путем проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в таком доме.

3. Признание многоквартирных домов аварийными осуществляется органами государственного жилищного надзора (далее – уполномоченный орган) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Решение о признании многоквартирного дома аварийным должно содержать следующие сведения:

1) кадастровый номер и адрес многоквартирного дома;

2) кадастровый номер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (при его наличии);

3) характеристика обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным;

4) возможный срок временного проживания граждан в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме , с указанием даты вывода данного многоквартирного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме.

5. Порядок информирования о решениях принятых уполномоченным органом, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом требований Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"

Статья 3. Реестры многоквартирных домов, признанных аварийными

1. В целях учета сведений о многоквартирных домах, признанных аварийными, осуществляется ведение реестров, содержащих сведения о таких домах.

2. Сведения о многоквартирных домах, признанных аварийными, вносятся в следующие реестры:

1) региональный реестр многоквартирных домов, признанных аварийными (далее – региональный реестр аварийных домов);

2) сводный федеральный реестр многоквартирных домов, признанных аварийными (далее – федеральный реестр аварийных домов).

3. Ведение регионального реестра аварийных домов осуществляется уполномоченным органом. Ведение федерального реестра аварийных домов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

4. В региональный реестр аварийных домов вносятся следующие сведения о многоквартирном доме , признанном аварийным:

1) сведения, содержащиеся в решении о признании многоквартирного дома аварийным, в соответствии с требованиями, установленными часть 4 статьи 2 настоящего Федерального закона;

2) сведения о гражданах, имеющих право на получение в пользование для постоянного проживания других жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда социального использования в связи с их переселением из жилых помещений, расположенных в признанном аварийным многоквартирном доме, заявивших о реализации своего права на переселение и принятых на учет нуждающихся в переселении;

3) сведения о находящихся у граждан в пользовании или принадлежащих на праве собственности жилых помещениях, в многоквартирном доме, признанном аварийным;

4) сведения о включении многоквартирного дома, признанного аварийным, в региональную программу переселения граждан из признанных аварийными многоквартирных домов;

5) сведения о переселенных гражданах и жилых помещениях, предоставленных таким гражданам в связи с их переселением;

6) срок для принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о сносе или реконструкции такого дома и срок, к истечению которого указанный дом должен быть снесен или реконструирован;

7) сведения о предложениях, связанных с реконструкцией или сносом многоквартирного дома, признанного аварийным, в том числе со строительством иного объекта капитального строительства на месте такого дома, либо по покупке всех помещений в таком доме, поступившие в установленном настоящим Федеральном законе порядке в орган местного самоуправления от заинтересованных лиц;

8) сведения об инициированных органом местного самоуправления общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными;

9) сведения о принятом собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решении о сносе или реконструкции указанного дома;

10) информация о проведении органом местного самоуправления публичных торгов по отбору лиц, заинтересованных участвовать, в том числе за счет своих средств, в реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным, или в сносе такого дома и строительстве объекта капитального строительства на месте такого дома, покупке всех помещений в таком доме (далее – инвестор) и результатах таких торгов.

5. Состав сведений федерального реестра аварийных домов, а также порядок ведения указанного реестра устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

6. Сведения, содержащиеся в региональных реестрах аварийных домов и федеральном реестре аварийных домов, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Статья 4. Категории граждан, имеющих право на переселение из многоквартирного дома, признанного аварийным

1. Право на переселение из жилых помещений, расположенных в признанном аварийным многоквартирном доме, имеют граждане, которые являются нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, при условии, если такие граждане являются малоимущими с учетом критериев, установленных в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, или соответствуют критериям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 91 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации, постоянно проживали в жилых помещениях, расположенных в таком доме, на дату принятия решения о признания такого дома аварийным и являются нанимателями жилых помещений, расположенных в таком доме, по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения, расположенного в таком доме, по договору социального найма, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных в таком доме, или членами семьи собственника жилого помещения, расположенного в таком доме, либо членами жилищного кооператива, не выплатившими пай за жилое помещение, расположенное в таком доме, или членами семьи члена жилищного кооператива, не выплатившего пай за жилое помещение, расположенное в таком доме, проживающими совместно с таким членом жилищного кооператива в данном жилом помещении. Указанное условие о постоянном проживании граждан в жилых помещениях, расположенных в признанном аварийным многоквартирном доме, на дату принятия решения о признании такого дома аварийным не применяется к несовершеннолетним детям, вселенным в такие жилые помещения после данной даты.

2. Правила настоящей статьи не применяются к гражданам, которые с даты принятия решения о признания многоквартирного дома аварийным для приобретения права на переселение совершили действия, повлекшие ухудшение их жилищных условий, в связи с чем данные граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации. К указанным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:

1) отчуждение жилого помещения;

2) обмен или мена жилыми помещениями;

3) невыполнение условий договора социального найма, договора найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда социального использования, повлекшее выселение в судебном порядке, либо расторжение указанных договоров по инициативе гражданина.

Статья 5. Принципы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными

1. Указанным в статье 4 настоящего Федерального закона категориям граждан в связи с их переселением из жилых помещений, расположенных в признанных аварийными многоквартирных домах, предоставляются другие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда социального использования.

2. Указанным статье 4 настоящего Федерального закона категориям граждан, которые являются малоимущими с учетом критериев, установленных в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в связи с их переселением из жилых помещений, расположенных в признанных аварийными многоквартирных домах, предоставляются другие жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

3. Указанным в статье 4 настоящего Федерального закона категориям граждан, которые соответствуют критериям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 91 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в связи с их переселением из жилых помещений, расположенных в признанных аварийными многоквартирных домах, предоставляются другие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

4. Переселение граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, осуществляется при условии передачи ими в муниципальную собственность принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений, расположенных в таком доме (долей в праве общей долевой собственности на такие помещения). Органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять такие жилые помещения в муниципальную собственность. При оценке соответствия данных граждан критериям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, и критериям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 91 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации, стоимость указанных жилых помещений не учитывается.

5. Правила переселения граждан, определенные настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям, возникающим в связи с принятием органом местного самоуправления решения о развитии застроенной территории, на которой расположен признанный аварийным многоквартирный дом, с учетом особенностей, установленных градостроительным законодательством.

Статья 6. Учет граждан, подлежащих переселению из многоквартирных домов, признанных аварийными

1. Учет граждан, имеющих в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона право на переселение из жилых помещений, расположенных в признанных аварийными многоквартирных домах, и заявивших о реализации своего права на такое переселение в установленном настоящим Федеральном законе порядке (далее – учет нуждающихся в переселении), осуществляется органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (далее – орган, осуществляющий учет нуждающихся в переселении).

2. Принятие на учет нуждающихся в переселении осуществляется на основании представленного гражданином заявления о принятии на такой учет и необходимых документов, подтверждающих соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, в орган, осуществляющий учет нуждающихся в переселении, по месту их жительства или через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между указанным органом и многофункциональным центром. В случаях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту их жительства.

3. Граждане для реализации своего права на переселение должны представить указанные в части 2 настоящей статьи заявления и документы не позднее срока, установленного органом местного самоуправления для представления такого заявления и который не может составлять менее шести месяцев со дня надлежащего уведомления граждан об установлении указанного срока. Принятие граждан на учет нуждающихся в переселении осуществляется в порядке очередности исходя из времени представления заявлений и документов, указанных в части 2 настоящей статьи. При этом дата, с которой гражданин считается принятым на учет нуждающихся в переселении, является дата представления заявления, указанного в части 2 настоящей статьи. Граждане, представившие такое заявление с нарушением установленного настоящей частью срока, принимаются на учет нуждающихся в переселении при условии , если данный срок нарушен по независящим от таких граждан причинам.

4. Порядок учета нуждающихся в переселении, в том числе порядок принятия на этот учет, отказа в принятии на него, снятия с него, устанавливается нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Сведения о гражданах, состоящих на учете нуждающихся в переселении, вносятся в региональный реестр аварийных домов не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о постановке таких граждан на учет, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Статья 7. Требования к жилым помещениям, предоставляемым гражданам в связи с их переселением из многоквартирных домов, признанных аварийными

1. Гражданам, которые являются малоимущими с учетом критериев, установленных в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, и состоят на учете нуждающихся в переселении, в связи с их переселением из жилых помещений, расположенных в признанных аварийными многоквартирных домах, предоставляются другие жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Жилое помещение по договору социального найма при переселении может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 58 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

2. Гражданам, которые соответствуют установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 91 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации критериям и состоят на учете нуждающихся в переселении, в связи с их переселением из жилых помещений, расположенных в признанных аварийными многоквартирных домах, предоставляются другие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Указанным гражданам жилые помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 58 Жилищного Кодекса Российской Федерации, либо не более чем в два раза превышающей общую площадь жилого помещения, расположенного в соответствующем многоквартирном доме, признанном аварийным, и находящегося у них в пользовании по договорам социального найма, договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или на праве собственности. Если в заявлении гражданина, принятого на учет нуждающихся в переселении, указано, что он согласен на предоставление по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилого помещения общей площадью менее нормы предоставления, размер общей площади предоставляемого жилого помещения может быть менее установленного размера, в том числе менее нормы предоставления , но не менее учетной нормы.

3. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам в связи с их переселением, применяются правила, установленные частями 7, 8 и 9 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется без учета общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, а также жилых помещений, являющихся комнатами в коммунальной квартире.

4. Предоставляемое гражданам в связи с их переселением другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, в границах которого расположен соответствующий многоквартирный дом, признанный аварийным, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. При этом такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

5. Не допускается предоставление гражданам в связи с их переселением другого жилого помещения в виде комнаты.

6. В случае, если на дату вывода многоквартирного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме в целях временного или постоянного проживания граждан другие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда социального использования не предоставлены гражданам, вставшим на учет нуждающихся в переселении, такие граждане подлежат переселению в жилые помещения маневренного фонда для временного проживания до предоставления им других жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда социального использования в связи с их переселением.

Статья 8. Региональные программы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными

1. Региональная программа переселения граждан из признанных аварийными многоквартирных домов (далее – региональная программа переселения граждан) утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации предоставления гражданам жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда социального использования в связи с их переселением из признанных аварийными многоквартирных домов, жилых помещений маневренного фонда для временного проживания граждан до завершения мероприятий по их переселению, планирования предоставления государственного финансирования, муниципального финансирования на такое переселение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников. Региональной программой переселения граждан определяются предельные сроки предоставления гражданам жилых помещений в связи с их переселением из многоквартирных домов, признанных аварийными.

2. Региональная программа переселения граждан формируется и актуализируется на основании сведений регионального реестра аварийных домов на срок, необходимый для переселения соответствующих граждан из всех многоквартирных домов, признанных аварийными на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, включенных в региональный реестр аварийных домов и из которых с учетом установленных настоящим разделом правил должны быть переселены граждане;

2) плановый срок (график) переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, предусмотренный пунктом 1 настоящей части, в жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда социального использования;

3) источники и объем финансирования мероприятий по переселению граждан с указанием условий, на которых они должны быть переселены, по каждому многоквартирному дому, включенному в перечень, предусмотренный пунктом 1 настоящей части, в том числе потребности в финансировании капитальных вложений за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, потребности в привлечении средств из иных источников;

4) количество переселяемых граждан по каждому многоквартирному дому, включенному в перечень, предусмотренный пунктом 1 настоящей части;

5) общая площадь жилых помещений жилищного фонда социального использования, необходимая для переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, предусмотренный пунктом 1 настоящей части;

6) общая площадь жилых помещений маневренного фонда, необходимая для временного проживания граждан до завершения мероприятий по их переселению из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, предусмотренный пунктом 1 настоящей части, с учетом даты вывода многоквартирного дома из эксплуатации и запрета на его использование в целях временного или постоянного проживания граждан;

7) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу переселения граждан в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

3. Установленный региональной программой переселения граждан срок реализации мероприятий по переселению граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным, не может составлять более чем три года, начиная с года, следующего за годом, в котором в региональный реестр аварийных домов внесены сведения о принятом решении, которым такой дом признан аварийным, за исключением переселения граждан, заявления которых о намерении воспользоваться правом на переселение были поданы с пропуском установленного для подачи таких заявлений срока. Предельный срок переселения таких граждан не может составлять более чем 3 года с даты включения сведений о них в реестр аварийных домов.

4. Очередность переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными, определяется в региональной программе переселения граждан исходя из даты включения в региональный реестр аварийных домов сведений о принятом в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения, которым соответствующий многоквартирный дом признан аварийным, установленной даты вывода такого многоквартирного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений, расположенных в таком доме, в целях временного или постоянного проживания граждан, а также из иных критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.

5. Региональная программа переселения граждан подлежит актуализации не реже чем один раз в три года.

6. Порядок подготовки, утверждения и актуализации региональных программ переселения граждан, требования к таким программам, порядок предоставления органами государственного жилищного надзора, иными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органами муниципального жилищного контроля, иными органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки и актуализации таких программ, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Сведения о включении многоквартирного дома, признанного аварийным, в региональную программу переселения граждан вносятся в региональный реестр аварийных домов в течение трех рабочих дней со дня утверждения или соответствующей актуализации такой программы.

Статья 9. Предоставление жилых помещений в связи с переселением граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными

1. В связи с переселением жилые помещения по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам, которые состоят на учете нуждающихся в переселении, соответствуют при заключении указанных договоров установленным статьей 4 настоящего Федерального закона условиям. При этом в связи с переселением жилые помещения по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в соответствующем многоквартирном доме, признанном аварийным, также при условии одновременного заключения ими договоров о передаче в муниципальную собственность принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений, расположенных в таком доме (долей в праве общей долевой собственности на такие помещения).

2. Требования к порядку, форме и срокам информирования граждан, принятых на учет нуждающихся в переселении, в том числе к перечню сведений , периодичности, форме и месту их предоставления, периодичности, форме и месту размещения информации, об адресах планируемых к предоставлению в связи с переселением жилых помещений, их характеристиках, требования к порядку принятия соответствующих решений о предоставлении таких жилых помещений, информирования граждан о данных решениях устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Отказ граждан, состоящих на учете нуждающихся в переселении, от переселения в предоставляемые им в соответствии с установленным законодательством порядком жилые помещения, соответствующие предусмотренным законодательством требованиям, является основанием для выселения таких граждан на основании решения суда. Жилое помещение, предоставляемое таким гражданам, выселяемым в судебном порядке по указанному основанию, должно быть указано в решении суда о выселении. Если такие граждане являются собственниками жилых помещений, расположенных в признанном аварийным многоквартирном доме, из которого они подлежат переселению, отказ таких граждан от переселения в предоставляемые им в соответствии с установленным законодательством порядком жилые помещения, соответствующие предусмотренным законодательством требованиям, является основанием для снятия данных граждан с учета нуждающихся в переселении по решению суда.

4. Граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений, расположенных в признанном аварийном многоквартирном доме, и не вставшие на учет нуждающихся в переселении граждан, подлежат выселению в судебном порядке из таких жилых помещений без предоставления других жилых помещений за исключением случая, если в суде установлено их право на переселение в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона или их выселение допускается только с предоставлением других благоустроенных жилых помещений.

Статья 10. Принятие собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о сносе или реконструкции такого дома

1. Орган местного самоуправления в срок не позднее 10 рабочих дней со дня включения многоквартирного дома в региональный реестр аварийных домов обязан предъявить к собственникам помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, требование о принятии решения о сносе или реконструкции указанного дома и необходимости осуществления сноса или реконструкции указанного дома. В таком требовании должны быть определены срок для принятия указанного решения и срок, к истечению которого указанный дом должен быть снесен или начаты работы по его реконструкции. Сведения об указанных сроках, определенных органом местного самоуправления в таком требовании, должны быть внесены в региональный реестр аварийных домов не позднее трех рабочих дней со дня предъявления такого требования. Информация о таком требовании должна быть размещена на официальном сайте поселения, городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования), опубликована в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения указанного многоквартирного дома и размещено в письменной форме в местах, доступных для всех собственников помещений в данном доме, при входе в подъезды данного дома не позднее двадцати рабочих дней со дня включения многоквартирного дома в региональный реестр аварийных домов.

2. Указанный в части 1 настоящей статьи срок для принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о сносе такого дома или его реконструкции (далее - решение по аварийному многоквартирному дому) не может составлять менее срока, в течение которого допускается временное проживание граждан в жилых помещениях, расположенных в данном доме, с учетом установленной в решении о признании такого дома аварийным даты вывода данного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме в целях временного или постоянного проживания граждан.

3. Указанный в части 1 настоящей статьи срок, к истечению которого многоквартирный дом, признанный аварийным, должен быть снесен или начаты работы по его реконструкции, не может составлять менее одного года со дня истечения срока, установленного для принятия решения по аварийному дому, но не менее чем три года, начиная с года, следующего за годом, в котором в региональный реестр аварийных домов внесены сведения о принятом решении, которым такой дом признан аварийным, за исключением случаев, когда определение более сокращенных сроков для завершения сноса такого дома или начала работ по его реконструкции после даты вывода его из эксплуатации необходимо в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан с учетом состояния прочности, устойчивости строительных конструкций, оснований указанного дома, которое свидетельствует об опасности обрушения указанного дома либо отдельных его элементов, что создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.

4. Собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение. Сведения о данном решении должны быть внесены в региональный реестр аварийных домов не позднее трех рабочих дней со дня получения органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации копии указанного протокола.

5. В предусмотренные настоящей статьей сроки не включается время, в течение которого собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решение по такому дому не могло быть принято из-за стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий или ввиду иных не зависящих от таких собственников обстоятельств, исключающих возможность проведения общего собрания таких собственников.

6. Решение, предусмотренное настоящей статьей принимается на общем собрании собственников помещений в данном доме в порядке, установленном настоящим жилищным кодексом Российской Федерации , и является обязательным для всех собственников помещений в данном доме.

Статья 11. Сроки реализация принятого собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о сносе или реконструкции такого дома

1. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о реконструкции указанного дома заявление на получение разрешения на строительство в связи с реконструкцией указанного дома должно быть подано не позднее месяца со дня вывода данного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме в целях временного или постоянного проживания граждан.

2. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о сносе указанного дома, снос такого дома должен быть осуществлен не позднее одного года с даты вывода данного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме в целях временного или постоянного проживания граждан, если более продолжительный срок, к истечению которого многоквартирный дом, признанный аварийным, должен быть снесен, не установлен с учетом требований части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Содействие органа местного самоуправления принятию собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о сносе или реконструкции такого дома

1. Со дня включения многоквартирного дома в региональный реестр аварийных домов лица, заинтересованные участвовать, в том числе за счет своих средств, в реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным, или в сносе такого дома и строительстве объекта капитального строительства на месте такого дома, покупке всех помещений в таком доме (далее – заинтересованные лица), вправе направить свои предложения по проведению работ и (или) оказанию услуг, связанных реконструкцией или сносом такого дома, в том числе со строительством иного объекта капитального строительства на месте такого дома, либо по выкупу всех помещений в таком доме (далее – предложения по аварийному дому) как собственникам помещений в таком доме, так и в орган местного самоуправления. Требования к составу информации, которая должны быть отражена в указанных предложениях, устанавливается субъектом Российской Федерации. Сведения о предложениях по аварийному дому, поступивших в орган местного самоуправления, вносятся в региональный реестр аварийных домов не позднее трех рабочих дней со дня получения органом местного самоуправления таких предложений.

2. В течение шести месяцев со дня включения многоквартирного дома в региональный реестр аварийных домов, но не позднее месяца до установленной в решении о признании такого дома аварийным даты вывода данного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме в целях временного или постоянного проживания граждан, орган местного самоуправления формирует перечень поступивших предложений по аварийному дому и созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, для принятия решения по аварийному дому, если такое решение не было принято ранее либо принятое решение не было реализовано в установленные статьей 11 настоящего Федерального закона сроки.

3. Если на указанном в части 2 настоящей статьи общем собрании, созванном по инициативе органа местного самоуправления, собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме, признанном аварийным, не принято решения по аварийном дому, орган местного самоуправления по истечении трех месяцев со дня проведения указанного общего собрания , но не позднее месяца до установленной в решении о признании такого дома аварийным даты вывода данного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме в целях временного или постоянного проживания граждан, созывает повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, для принятия решения по аварийному дому, если такое решение не было принято ранее.

4. Орган местного самоуправления на указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи общие собрания приглашает представителей заинтересованных лиц для представления ими своих предложений по аварийному дому собственникам помещений в таком доме, а также информирует собственников помещений в таком доме о перечне поступивших предложений по аварийному дому с предоставлением сведений о контактных данных представителей заинтересованных лиц, от которых получены данные предложения.

5. Проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, созываемых в предусмотренных настоящей статьей случаях по инициативе органа местного самоуправления, в форме заочного голосования не допускается.

6. Извещение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, созываемого в предусмотренных настоящей статьей случаях по инициативе органа местного самоуправления, должно быть направлено таким органом местного самоуправления каждому собственнику помещения в указанном доме заказным письмом или вручено каждому такому собственнику под роспись, размещено на официальном сайте поселения, городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования), опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения указанного многоквартирного дома и размещено в письменной форме в местах, доступных для всех собственников помещений в данном доме, при входе в подъезды данного дома не позднее одного месяца до дня проведения указанного общего собрания. В извещении о проведении указанного общего собрания должны быть указаны:

1) орган местного самоуправления, созывающий общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме;

Статья 14. Последствия не принятия либо не реализации собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, решения о сносе или реконструкции такого дома

1. Если в течение срока, определенного органом местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, не принято решения по такому дому или принятое решение по аварийному дому не реализовано в срок, установленный статьей 11 настоящего Федерального закона, орган местного самоуправления вправе принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен такой дом, для муниципальных нужд в целях обеспечения использования такого земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

2. Если состояние прочности, устойчивости строительных конструкций, оснований многоквартирного дома, признанного аварийным, свидетельствует об опасности обрушения указанного дома либо отдельных его элементов, что создает угрозу причинения вреда имуществу, жизни или здоровью неопределенного круга лиц и в течение срока, определенного органом местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, не принято решения по такому дому или принятое решение по аварийному дому не реализовано в срок, установленный статьей 11 настоящего Федерального закона, земельный участок, на котором расположен такой дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд в целях обеспечения сноса или реконструкции такого дома. Решение об изъятии указанного земельного участка должно быть принято органом местного самоуправления не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения указанного срока.

3. В связи с принятым в указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи случаях решением об изъятии земельного участка, на котором расположен признанный аварийным многоквартирный дом, подлежат продаже с публичных торгов все помещения, принадлежащие собственникам помещения в таком доме, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С учетом правила, предусмотренного частью 2 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, указанный земельный участок считается изъятым со дня продажи данных помещений. Продажа данных помещений на указанных публичных торгах осуществляется единым лотом с возложением соответствующих обязанностей по сносу или реконструкции указанного дома на покупателя этих помещений и с выплатой денежных средств, вырученных от такой продажи, каждому из собственников помещений в таком доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому из таких собственников помещения за вычетом расходов на проведение указанных публичных торгов. Методика определения начальной продажной цены таких помещений на публичных торгах по аварийному дому определяется Правительством Российской Федерации.

4. Публичные торги по аварийному дому проводятся в форме аукциона.

5. Публичные торги по аварийному дому объявляются не состоявшимися в случаях, если:

1) на такие торги явилось менее двух покупателей;

2) на таких торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены;

3) лицо, выигравшее такие торги, не внесло покупную цену в установленный условиями проведения таких торгов срок.

6. Публичные торги по аварийному дому должны быть объявлены несостоявшимися не позднее, чем на следующий рабочий день после того, как имело место какое-либо из указанных в части 4 настоящей статьи обстоятельств.

7. Не позднее чем через месяц после первых публичных торгов по аварийному дому органом местного самоуправления проводятся повторные публичные торги по аварийному дому. Начальная продажная цена на повторных публичных торгах по аварийному дому, если их проведение вызвано причинами, указанными в пунктах 1 и 2 части 4 настоящей статьи, снижается путем последовательного снижения цены от начальной продажной цены на первых публичных торгах по аварийному дому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. Если повторные публичные торги по аварийному дому объявлены не состоявшимися, орган местного самоуправления в связи с принятым решением об изъятии земельного участка, на котором расположен признанный аварийным многоквартирный дом, вправе выкупить помещения у собственников помещений в таком доме (за исключением помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности). Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом.

9. К лицу, которое приобрело на публичных торгах по аварийному дому помещения в таком доме, переходят обязанности бывших собственников помещений в таком доме по исполнению предъявленного им органом местного самоуправления требования о необходимости сноса или начала работ по реконструкции такого дома в течение определенного таким органом срока. Если данный срок истекает ранее шести месяцев со дня проведения указанных публичных торгов по аварийному дому либо уже истек на дату проведения таких торгов, орган местного управления устанавливает новый срок, по истечении которого указанный дом должен быть снесен либо начаты работы по реконструкции указанного дома. Такой новый срок не может составлять более одного года со дня проведения данных публичных торгов по аварийному дому. В случае нарушения указанных сроков применяются правила, установленные настоящей статьей.

Статья 15. Государственная, муниципальная и (или) иная поддержка собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, и инвесторов

1. Финансирование работ в целях осуществления сноса или реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным, строительства нового объекта капитального строительства на земельном участке, на котором расположен такой дом, может осуществляться с применением мер государственной и (или) муниципальной финансовой поддержки собственников помещений в таком доме и (или) инвесторов за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (далее - меры государственной и (или) муниципальной поддержки по аварийному дому), в том числе посредством предоставления гарантий, поручительств по кредитам или займам, в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

2. Меры государственной и (или) муниципальной поддержки по аварийному дому реализуются в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, посредством предоставления такой поддержки товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным указанными собственниками.

3. Меры государственной и (или) муниципальной поддержки по аварийном дому реализуются в отношении инвесторов только на условиях возвратности и возмездности предоставления этой поддержки. Условия определения размера процентов и (или) иных платежей в связи с предоставлением на возвратной и возмездной основе этой поддержки и формы возврата или возмещения этой поддержки определяются соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают соответственно нормативные правовые акты и муниципальные правовые акты, которыми утверждаются порядок и условия предоставления мер государственной и (или) муниципальной поддержки по аварийному дому для случаев, когда соответствующие средства на реализацию такой поддержки предусмотрены соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, которым утвержден бюджет муниципального образования.

5. Перечень услуг и (или) работ, связанных со сносом или реконструкцией многоквартирного дома, признанного аварийным, строительством нового объекта капитального строительства на земельном участке, на котором расположен такой дом, и которые могут финансироваться за счет средств государственной финансовой поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, и (или) средств муниципальной финансовой поддержки, предоставляемых муниципальным образованием, определяется соответственно нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом.

6. Для приобретения, в том числе путем выкупа, муниципальным образованием в многоквартирном доме, признанном аварийным, помещений, принадлежащих на праве частной собственности, может предоставляться государственная поддержка за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации либо путем предоставления находящегося в государственной собственности имущества в порядке, установленном соответственно федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Статья 16

Президент

Российской Федерации

Вопросы переселения граждан регламентируются:

Жилищным кодексом Российской Федерации,

I. Основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с:

    • проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;
    • переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;
    • признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;
  • изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.

II. Собственникам, освобождающим жилые помещения (жилые дома), по их выбору в денежной или натуральной форме предоставляется равноценное возмещение (компенсация) либо выкупная цена.

Размер возмещения (компенсации) либо выкупной цены определяется соглашением сторон на основе независимой оценки.

Размер денежного возмещения (компенсации) собственнику должен соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения.

При определении выкупной цены изымаемого у собственника жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка в нее включаются размер рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома), а также все убытки, причиненные собственнику в связи с его изъятием.

При согласии собственника с ним может быть заключен договор мены, в соответствии с которым собственнику предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное освобождаемому жилому помещению.

При этом равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении. Доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается.

Собственнику, а также членам его семьи, освобождающим жилые помещения и состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решения учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.

III. Переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде города Москвы соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования.

Согласно ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования, и состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решения учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.

IV. Согласно постановлению Правительства Москвы от 03.06.2011г. N243-ПП «О программе обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на 2011 год» в 2011 году жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на жилищном учете и не имеющим жилищных льгот («общие основания»), признанным до 1 января 1990г. нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Многие люди вынуждены проживать в условиях, которые считаются неудовлетворительными для жизни. Особенно это относится к проживающим в старых домах с некачественными коммуникациями, просевшим фундаментом, не подключенными разными системами или с значительными разрушениями стен и крыши. Такие дома по решению специальной комиссии признаются .

Все люди, проживающие в таких домах, обязательно подлежат расселению, причем как владельцы квартир, так и люди, у которых с муниципальными властями составлен .

Сведения о программе

Программа, на основании которой люди должны переселяться из аварийных домов, называется «Жилье». Она продлена до 2020 года.

Программа была запущена еще в 2002 году, основным ее назначением выступает обеспечение граждан качественными жилыми помещениями, являющимися безопасными для жизни. Это дает возможность людям получать жилую недвижимость, которая будет иметь оптимальные условия и подключенные коммуникации.

Планировалось, что во всех регионах закончится действие этой программы к 2010 году. Но даже за 8 лет не получилось выполнить этот процесс, поэтому действие программы было продлено до 2017 года.

Дополнительные 7 лет все равно не принесли положительного результата, поэтому была еще продлена программа, но при этом были внесены значительные изменения.

Условия участия

Процедура переселения из аварийного жилья в 2019 году осуществляется с учетом некоторых условий :

Многих собственников квартир возмутили введенные изменения, но они являются следствием того, что появилось много мошеннических схем, на основании которых люди приобретают аварийную недвижимость, потом получают новое жилье, которое далее продается ими по более высокой стоимости, поэтому плата за новую жилплощадь представлена мерами борьбы с незаконными действиями.

Критерии отбора жилых зданий

Строения могут признаваться аварийными только при соблюдении определенных условий. К ним относятся следующие:

  1. В здании выявлена значительная деформация основания, поэтому фундамент невозможно восстановить или отремонтировать, так как ремонт и реконструкция не смогут решить возникшую проблему.
  2. Отсутствуют в жилых помещениях необходимые коммуникации, обеспечивающие комфортную жизнь граждан. К ним относится водопровод, канализация, электричество, отопление.
  3. Не подключено центральное отопление, поэтому квартиры отапливаются индивидуально разными способами.
  4. Отсутствуют окна, поэтому за счет плохой освещенности создается опасность для здоровья жильцов.
  5. Строение построено на плохом месте, поэтому в жилых помещениях содержится много токсинов или вредных веществ, что не допускается нормами законодательства.

Все вышеуказанные факторы должны выявляться во время проведения проверки специальной комиссией, причем если обнаруживаются значимые нарушения, то дом срочно подлежит расселению, для чего он включается в соответствующую региональную программу.

Проверка дома на аварийность может начинаться непосредственно муниципальными властями, для чего учитывается год возведения строения, подведенные коммуникации, данные из ЖКХ или иные основания.

Нередко сами жильцы понимают, что их дом не является пригодным для жизни. Например, они видят значительные трещины на фундаменте, постоянно протекает крыша. Тогда составляется коллективная жалоба, направляемая администрации региона, указывающая на необходимость проведения оценки. Если муниципальные власти отказываются созывать комиссию, то жильцы могут проверить дом самостоятельно, для чего приглашаются независимые эксперты. Если ими формируется отчет, на основании которого дом может признаваться аварийным, то к заявлению прикладывается этот документ.

При наличии оснований того, что строение действительно находится в неудовлетворительном состоянии , администрация обязана назначить комиссию для проведения оценки строения. Если она показывает, что дом действительно является аварийным, то он включается в программу Все жильцы получают уведомление о том, что через определенный период времени они будут переселены в новые квартиры, а их жилое здание будет снесено.

Если комиссия выявляет возможность проведения реконструкции или ремонта, то жильцы переселяются во временные квартиры на определенный период времени.

Предоставление новой жилой недвижимости

Администрацией региона должны учитываться некоторые правила и требования :

Часто собственники квартир сталкиваются с тем, что администрация устанавливает слишком низкую выкупную цену, поэтому они могут обратиться с этим вопросом в суд, для чего предварительно следует заказать аварийного имущества для определения рыночной цены.

Важно разобраться во всех особенностях переселения, которые должны изучать как собственники квартир, так и наниматели. При таких условиях можно получить оптимальную выкупную цену или качественную новую недвижимость.

О действии программы расселения из ветхого и аварийного жилья смотрите в следующем видео-сюжете:

Как осуществляется переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 году? Для возможности переселения необходимо знать о некоторых нюансах.

Что нужно знать

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для возможности переселения из аварийных многоквартирных домов в кратчайшие сроки необходимо знать законодательство РФ по этому вопросу.

Это позволит избежать многих бюрократических процедур, которые осуществляются формально.

Основные понятия

Под определением “аварийное состояние здания”, на основании , подразумевает под собой текущее состояние постройки, при котором более 50% жилой площади основной конструкции несет угрозу для жизни граждан.

Одновременно с этим, под определением “аварийное состояние несущей конструкции” указанным вышке актом подразумевает текущее состояние конструкций постройки.

Отдельно взятая конструкция, которая находится в состоянии, указанном выше, может считаться предаварийной в том случае, если она затрагивает иных строений/конструкций и не может повлечь за собой текущие условия проживания

.

Исходя из этого, можно с уверенностью говорить о том, что аварийные жилые постройки включаю в себя определенные деформации и повреждения, что влечет за собой опасность здоровью граждан во время проживания из-за высокой вероятности обрушений.

Преимущества и недостатки

Основными преимуществами переселения из аварийного жилья принято считать:

  • возможность получения жилой недвижимости с существенно лучшими условиями проживания;
  • есть возможность продать такое имущество государству по среднерыночной цене;
  • есть возможность приватизации муниципальных квартир.

Одновременно с этим, если граждане приняли решение приватизировать муниципальную квартиру (находится в собственности по договору найма) до получения статуса аварийности, то это будет невыгодно.

Во многом это связано с тем, что если гражданин стоит в очереди на улучшение условий, то ему по закону полагается минимум 18 кв. м., а при смене статуса (к примеру, если пользовались по ), он вынужден оплачивать все налоги.

Дополнительно нужно будет оплачивать ЖКХ в полном объеме.

Правовая база

Практически все вопросы регулирует

Закон четко предусматривает определенный механизм оказания денежно помощи с целью:

  • осуществления капитального ремонта;
  • возможного переселения граждан и жилья, которое считается аварийным.

В дальнейшем Правительством РФ было принято еще несколько законодательных актов, которые дополняют основной.

В частности:

  • жилая недвижимость, которая считается опасной для проживающих граждан, считается аварийным. В обязательном порядке оно должно подлежать сносу либо же реконструкции (если ремонт возможен). Внесения в перечень аварийных строений осуществляются на основании ;
  • граждане, которые прописаны в аварийной недвижимости, в обязательном порядке должны быть переселены в иную квартиру. Допускается возможность предоставления временного жилья (на основании ).

Указанные законодательные нормы позволяют всем гражданам знать о своих правах и пользоваться ими с целью защиты своих интересов при решении этого вопроса.

Порядок переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

Алгоритм переселения граждан из аварийных домов заключается в следующем:

  1. Проведение независимой экспертизы.
  2. Передача необходимого перечня документации в специальную комиссию.
  3. Оповещение заявителей о вердикте.
  4. Включение строения в перечень аварийных строений.
  5. Переселение граждан.

Рассмотрим интересующие вопросы подробней.

Куда обращаться

Граждане, которые считают, что проживают в аварийном либо ветхом строении, в обязательном порядке должны обращаться в специальную межведомственную комиссию, которая расположена местной администрации.

Совместно с заявлением необходимо предоставить:

  • акт, который способен подтвердить законную собственность жилого имущества. Им может выступить документ о праве собственности;
  • план на жилую недвижимость (имеется в виду проект);
  • составленное документальное заключение независимой экспертизы.

Помимо этого, допускается возможность прикладывать различные жалобы, которые формировались соседями.

Поданную документацию комиссия рассматривает в течении 1 календарного месяца, а после принимает соответствующие решения.

По завершению установленного срока, комиссия оповещает заявителей о своем решении:

  • в течении 5 дней (стандартный период);
  • при выявлении высокого уровня угрозы для жизни и здоровья жильцов – в течении 1 календарного дня.

При несогласии на переселении в иную недвижимость, рекомендуется обращаться в судебный орган и ждать решения суда.

Когда жилье относится к данной категории

К непригодным для жизни относят те строения, которые:

  • официально признаны аварийными;
  • находятся в черте санитарно-защитных, взрывоопасных либо пожароопасных территориях промышленных компаний, и на иной территории, в которой предусмотрены особые условия запрещающие возводить жилые строения;
  • находятся на территории опасной зоны отвала угольной породы, сланцевых шах либо же обогатительных комбинатов;
  • находятся на территории оползней и иных лавин;
  • расположены на той местности, которая подвержена регулярному подтапливанию;
    расположены на той территории, которая признана на государственном уровне экологически опасной;
  • не предусматривают под собой возможности предоставления различных коммунальных услуг.

Одновременно с этим, аварийное состояние может наступить по причине:

  • деформации, различных повреждений, понижения уровня прочности и несущей способности одной либо же нескольких несущих конструкций (к примеру, фундамента, стен и так далее);
  • деформации основной постройки;
  • получения разрушений в период землетрясений, просадок различных уровней и других стихийных бедствий;
  • каких-либо аварий, пожаров и так далее при условии невозможности провести капитальный либо же восстановительный ремонт по экономическим обоснованиям.

Все указанные факторы позволяют говорить о возможности признания того или иного жилья аварийным.

На основании какого закона

Жилая недвижимость может быть признана аварийной при условиях, которые указываются в утвержденном .

Стоит отметить, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Москве осуществляется на тех же основаниях .

Какая существует программа

На государственном уровне программа “Жилье” введена в действие еще в 2006 году. На 2013 – 2016 год она была продлена Правительством РФ.

Согласно установленным правилам, каждый регион страны обязуется заниматься разработкой и периодичным обновлением программ на местных уровнях.

По причине различного состояния жилого фонда в государственных субъектах и финансовым состоянием региональных бюджетов уровень содержания различается между собой.

На основании каждой программы был сформирован специальный реестр ветхих и аварийных строений.

Если же в процессе проведения технической экспертизы очередное строение получает подобный статус и подвержено дальнейшему сносу, то оно будет занесено в имеющуюся очередь.

На период осуществления расселения оказывает воздействие:

Каждый регион имеет полное право самостоятельно определять периоды расселения и отображать их в программе.

Каждый проживающий аварийного строения в обязательном порядке обязан получить оповещение о периоде расселения и сноса их дома.

Сама процедура расселения осуществляется в четком соответствии с .

В законодательном акте четко описана процедура обеспечения жилой недвижимостью владельцев приватизированных квартир, а также нанимателей муниципальной либо же государственной недвижимости.

По отношению к собственникам может применяться один из нескольких механизмов, а именно:

В первой ситуации жилая недвижимость не должна быть площадью меньше предыдущей и при этом находиться в том же районе, где расположено аварийное строение

.

В том случае, если предоставляемая жилая площадь не отвечает прогнозам собственника, то он имеет полное право согласиться на получение выкупной себестоимости, которая формируется с обязательным учетом среднерыночной цены подобного рода недвижимости, а также доли владельца в структуре общедомового владения.

Предоставление иной жилой недвижимости нанимателя происходит, беря во внимание указанные выше условия, что и для собственников. Многие задаются вопросом, — можно ли отказаться от переезда?

От дальнейшего переезда можно отказаться в таких ситуациях, как:

  • если же владельцу либо же нанимателю недвижимости предоставляется иная недвижимость, признанная неблагоустроенным, меньшей площади или не соответствует иным требованиям, указанных в Жилищном Кодексе РФ;
  • если же собственнику в качестве альтернативного варианта предлагается существенно заниженная выкупная цена.