Информация о Career. ru С места в карьеру! Career. ru – ведущий интернет-портал для молодых специалистов, стремящихся построить карьеру. На Career. ru доступно более 18 000 актуальных вакансий и более 1000 предложений стажировок для студентов и выпускников. Career. ru – лауреат «Премии Рунета 2009» в номинации «Государство и Общество» . Посещаемость Career. ru – более 1, 8 миллионов уникальных пользователей в месяц. Сайт принадлежит компании Head. Hunter. 2

Информация о спикере Ирина Святицкая Руководитель молодежного направления Head. Hunter, основатель «Грант Career. ru» e-mail: isv@hh. ru В интернет-маркетинге более 5 лет. Работала менеджером по развитию 5 ballov. ru, бренд-менеджером интернет-версии женского глянцевого журнала. А также на телеканалах «Первый» , НТВ, радио Маяк и т. д. С 2009 года работает в Head. Hunter. Пришла на позицию брендменеджера Career. ru В 2010 году основала ежегодный конкурс «Грант Career. ru» . С сентября 2011 руководит молодежным направлением Head. Hunter и сайтом Career. ru. 3

Информация об исследовании Исследование подготовлено на основании данных базы резюме и вакансий сайта career. ru и hh. ru Время проведения исследования: сентябрь 2013 г. Регион: Москва Анализируемый период: 1 января 2008 – 31 августа 2013 гг. 4

Доля вакансий для студентов и молодых специалистов от общего количества вакансий на рынке (в %, 2008 -2013) 9% 8% 5% 4% 3% 2% 2008 2009 2010 2011 2012 1 пг 2013 7

Структура спроса по типу занятости для 88% студентов и молодых специалистов (в %, 1 пг 2013 г.) 7% Полная занятость 3% Стажировка 2% 0% Волонтерство 8

Работодательская и соискательская активность в сфере «Начало карьеры, студенты» Рейтинг топ-20 запросов работодателей, январь-август 2013 г. (в % от общего количества Рейтинг топ-20 запросов соискателей, январь-август 2013 г. (в % от общего количества запросов) менеджер по продажам 4. 5% продавец-консультант инженер стажер 3. 2% секретарь 2. 1% оператор call-центра 1. 2% курьер 0. 9% молодой специалист 0. 8% 8. 3% продавец-консультант 5. 7% менеджер по продажам 1. 0% менеджер по работе с. . . 8. 4% 5. 5% администратор Корреляция 14% 4. 9% аналитик 4. 9% экономист 4. 9% специалист 4. 7% стажер 0. 5% консультант 0. 5% инженер 0. 4% юрист 3. 7% аналитик 0. 4% секретарь 3. 6% специалист в банк 0. 3% менеджер по работе с клиентами 3. 4% помощник юриста 4. 2% курьер кассир 0. 3% официант 0. 3% бухгалтер 0. 3% помощник бухгалтера торговый представитель 0. 3% менеджер по персоналу 1. 9% помощник бухгалтера 0. 2% программист 1. 8% офис-менеджер 0. 2% системный администратор 1. 6% экономист 0. 2% помощник руководителя 1. 6% ассистент, помощник 0. 2% торговый представитель 2. 5% 2. 1% 1. 4% 9

Основные требования к выпускникам Какие основные требования Вы предъявляете к выпускникам при трудоустройстве в Вашу компанию? Личные качества 85% Хорошие знания в работе с ПК 49% Прикладные знания, наличие опыта 42% Широкий кругозор, наличие знаний в разных областях 39% Отличные теоретические знания в своей области 37% Знание специализированных программ по профессии 32% Наличие стажировок по специальности 21% Знание иностранного языка 20% Обучение в ведущем вузе страны 12% Наличие красного диплома 6% Наличие рекомендаций от преподавателей 6% 10

Основные причины отказов выпускникам Какая основная причина отказов выпускникам при трудоустройстве в Вашу компанию? Завышенные зарплатные ожидания 71% Несоответствие корпоративной культуре (несоответствие характера, стиля и пр. , принятому в компании) 42% Отсутствие требуемых теоретических знаний 28% Отсутствие опыта работы Другое 13% 8% 11

Лифт в будущее Проект «Лифт в будущее» по привлечению и поддержке талантливой молодежи (школьники 7‒ 11 классов и студенты) На сегодня (октябрь 2012 г.) партнерами проекта являются более 20 крупных компаний, совокупно насчитывающие свыше 200 000 сотрудников. Проводниками и основными агентами проекта в этих компаниях становятся HR-директора, а также ключевые руководители. На сегодня в проект вовлечены: более 50 HR-директоров компаний, входящих в АФК «Система» ; 157 топ- и мидл-менеджеров, 117 из которых работают в АФК «Система» и ее дочерних компаниях. более 30 000 школьников и студентов задействованы в проекте 13

Leaders СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «LEADERS» . Кубок управленческого лидерства Цель проекта - воспитание нового поколения лидеров бизнеса, подготовка студентов старших курсов к работе и построению карьеры в крупнейших финансовых институтах страны, а также приобретение практических навыков решения актуальных бизнес-кейсов. Победителем стала команда от Института экономики и финансов Казанского Федерального Университета. Каждый из участников команды- победителя был награжден банковской картой «Банк в кармане» с 10 000 рублей на счету. 15

Рост изнутри Было разработано 3 игровых приложения в социальной сети Facebook, для участников P&G страницы. Каждое приложение является частью цельной концепции - «Стань частью истории P&G» . Была запущенна Первая Онлайн Ярмарка Вакансий P&G в Восточной Европе, которая была частью региональной выставки, в процессе, которой частники могли вживую общаться с представителями компании, не выходя из дома, и узнавать о карьерных возможностях. Проведен Восточно-европейский Online Case Study, который позволяет участникам попрактиковаться на реальных бизнес задачах и получить детальную информацию о работе каждого отдела P&G. В совокупности вышеуказанных программ мы охватили более 26 000 представителей целевой аудитории, более 7500 человек приняли участие в онлайн инициативах и более 3000 часов провели кандидаты на рекрутинговом сайте компании. 16

Jump Программа летних стажировок фабрики «Петро» В течение стажировки стажеры получают дополнительные профессиональные знания, участвуя в тренингах и деловых играх. Помимо этого ребята участвуют в развлекательных мероприятиях, направленных на командообразование (профессиональная фотосессия, тимбилдинг, встреча с участниками программы прошлых лет, выпускной и т. д.). Стажерам на разных этапах программы вручаются сертификаты о прохождении профессиональных тренингов, мастер-классов и стажировки в компании, что ценится работодателями на рынке труда. http: //www. jump-jti. ru/ За последние 3 года на фабрике прошли стажировку 60 студентов различных ВУЗов России. Они реализовали 6 групповых и 60 индивидуальных проектов, 11 стажеров продолжили работать в компании. 17

Что делает Career. ru помимо размещений вакансий для молодых специалистов? Исследования рынка труда Участие в мероприятиях Экскурсии в офис Вебинары Статьи «Старт карьеры» . Номинация в рамках «Премии HR-бренд» http: //career. ru/start Карьерный текст http: //career. ru/pulemetov Грант Career. ru http: //grant. career. ru/ и многое другое) 18

Что такое «Грант Career. ru» ? Грант Career. ru Ежегодный конкурс, организованный ведущим молодежным job-сайтом Career. ru. Тысячи студентов и вчерашних выпускников борются за призы - образовательные программы в российских и зарубежных учебных заведениях. Миссия Выявлять «звезд» среди студентов и помогать им повышать квалификацию. Все призы образовательные. История 1 -го октября 2013 года стартует 4 -й ежегодный конкурс «Грант Career. ru» . Планируется 15 000 участников. Количество участников в прошлом году – 13 899 Города-участники: Москва; Санкт-Петербург; Казань; Екатеринбург; Ростов-на-Дону; Нижний Новгород; Красноярск; Самара; Новосибирск; Уфа; Воронеж; Иркутск; Краснодар; Минск; Саратов; Томск; Волгоград; Омск; Владивосток; Пермь; Ярославль; Калининград; Челябинск; Петрозаводск; Тюмень; Ставрополь; Тула; Ульяновск; Чебоксары; Барнаул; Курск; Брянск; Иваново; Тверь; Хабаровск; Алматы; Белгород; Улан-Удэ; Саранск; Липецк; Астрахань; Ижевск; Владимир; Калуга; Оренбург; Тольятти; Пятигорск; Рязань и многие другие. А так же: Бишкек, Киев, Астана, Шымкент, Ташкент, Вильнюс, Берлин, Ашхабад, Брюссель, Баку, Варшава, Ереван, Лондон, Прага, Рига, Шанхай.

Призы «Грант Career. ru 2013» Бесплатное образование для талантливых молодых специалистов Grant. career. ru Двухнедельная языковая программа обучения в Кембридже от EF Четырехнедельная программа обучения в INTO университета Глостершира от Британского совета Обучение связям с общественностью или международному деловому протоколу в Школе бизнеса и международных компетенций МГИМО Обучение в сфере связей с общественностью, управлению персоналом или Mini MBA в Российском университете дружбы народов Обучение в Высшей школе бренд-менеджмента по программе Mini MBA Обучение в Бизнес-школе «Развитие Интерактивных Коммуникаций» по программам: тимлид: управление разработкой, фундаментальный маркетинг, продажи и аккаунтинг в digital-агентстве, PR и маркетинг в интернете. Двухнедельный мастер-класс по изучению английского языка от Михаила Шестова Обучение в Московской школе радио по программе «Радиоведущий. Основной курс » Обучение в онлайн-школе высоких технологий Skill. Factory по курсу «Oracle Certified Associate, Java SE 7 Programmer» Абонемент «PROпуск в PROфессию» , от компании PROekt. PRO, дающий право на 6 профориентационных экскурсий и индивидуальна карьерная консультация Годовой абонемент на семинары и мастер-классы Центра делового развития «Профи-Карьера» Книги по саморазвитию от издательства «Манн, Иванов и Фербер» и другие призы

Попов Андрей Васильевич , младший научный сотрудник, Институт социально-экономического развития территорий РАН, г. Вологда, Россия

A Young Professional on the Labor Market: Labor Demand and Education Quality (Evidence from Vologda Region)

Территория

Год

2014 г .
к 2000 г., %

2000

2005

2010

2014

Российская Федерация

37,2

41,9

42,4

40,3

108,3

Северо-Западный федеральный округ

34,9

40,6

41,5

36,7

105,2

г. Санкт-Петербург

30,2

35,6

40,3

43,7

144,7

Калининградская область

28,3

36,9

32,1

33,5

118,4

Республика Карелия

37,3

39,5

37,0

34,0

91,2

Вологодская область

38,6

36,5

37,9

32,7

84,7

Новгородская область

37,6

33,5

39,1

30,2

80,3

Псковская область

35,2

42,9

35,3

38,3

108,8

Республика Коми

30,3

44,3

52,4

39,2

129,4

Ленинградская область

41,3

38,5

41,5

38,7

93,7

Мурманская область

34,3

49,9

48,6

33,5

97,7

Архангельская область

40,1

43,6

46,6

36,9

92,0

Рисунок 1. Уровень безработицы в Вологодской области по возрастным группам, %

Примечание: цвет 1 – превышение собственных трудовых ресурсов над потребностями района; цвет 2 – текущая и перспективная потребность в трудовых ресурсах закрывается за счет граждан пенсионного возраста; цвет 3 – в среднесрочной перспективе возможно появление кадрового голода

Рисунок 2. Картографическая схема обеспеченности трудовыми ресурсами муниципалитетов Вологодской области

Характеристики отбора

Согласно опросу, при приеме на работу работодатели в первую очередь обращают внимание на такие аспекты, как: стаж работы (56%), соответствие полученного соискателем образования требованиям профессии (55%), рекомендации с прежнего места работы (48%). Семейное положение, наличие или отсутствие детей, а также внешний вид не играют значительной роли при трудоустройстве (таблица 2) .

Сложившаяся практика отбора соискателей привела к тому, что потребность в молодых работниках достаточно умеренная (таблица 3) . Дефицит испытывают лишь 13% хозяйствующих субъектов. В этом смысле выделяется Кирилловский район, где наблюдается острая потребность в молодых кадрах среди 38 % организаций. Умеренная потребность выявлена у 55 % предприятий Сямженского района. В остальных районах большинство организаций отметило, что незначительно нуждаются в притоке молодых специалистов.


Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «При приеме на работу в первую очередь вы обращаете внимание на...?», в %

Вариант ответа

Район

Среднее

Кирилловский

Сямженский

Харовский

Грязовецкий

Вытегорский

Стаж работы

48,4

33,3

51,5

52,1

74,1

55,6

Соответствие полученного соискателем образования требованиям профессии

45,2

61,9

57,6

61,6

46,6

54,6

51,6

47,6

63,6

46,6

39,7

48,1

Наличие высшего образования

29,0

28,6

12,1

24,7

12,1

20,4

Состояние здоровья

23,8

42,4

16,4

12,1

19,0

Наличие сертификатов, свидетельств и иных документов, подтверждающих наличие дополнительного образования

14,3

12,1

19,2

24,1

17,6

Возраст

29,0

23,8

11,0

20,7

17,1

Внешний вид, обаятельность

15,5

Наличие / отсутствие детей (у женщин)

Семейное положение (замужем/женат, не замужем / холост)

Другое

Источник: составлено автором

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Насколько сильно Ваша организация нуждается в молодых работниках (до 30 лет)?», в %

Вариант ответа

Район

Среднее

Кирилловский

Сямженский

Харовский

Грязовецкий

Организация испытывает дефицит молодых работников

37,9

18,2

12,4

Наблюдается умеренная потребность

24,1

55,0

18,2

34,3

24,1

29,5

Потребность организации в молодых кадрах незначительна

27,6

30,0

27,3

41,4

41,4

36,2

Затрудняюсь ответить

10,3

10,0

36,4

18,6

27,6

21,9

Источник: составлено автором

При отборе молодых сотрудников работодатели в первую очередь обращают внимание на такие качественные характеристики, как: профессиональная компетентность (44%), развитые личные и деловые качества (28%), наличие опыта работы по специальности (23%), знание специфики деятельности организации (21%) и базовый уровень компьютерной грамотности (16 %; рисунок 3 ). Наличие опыта исследовательской работы, знание иностранных языков, уровень успеваемости в учебных заведениях и наличие диплома престижного учебного заведения не играют особой роли (1–3 %).


Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Оцените, пожалуйста, важность различных критериев при отборе молодых работников (до 30 лет) для вашей организации?», вариант ответа «очень важно», в %

Источник: составлено автором

Одной из возможных причин отсутствия активного спроса на молодых специалистов является невысокий уровень профессиональной подготовки – данную проблему неоднократно подтверждали многие исследования (Бондаренко, 2005; Воробьева, Чащин, Минеева, 2008; Нечаева, Вакуленко, 2015; Никулина, 2011) . Рассмотрим оценки работодателями качества подготовки молодых кадров, принятых ими на работу.

По оценкам работодателей, качество подготовки молодых работников на момент их трудоустройства находится на достаточно высоком уровне (таблица 4) . Наиболее развитыми являются навыки работы в коллективе (3,7 балла из 5 возможных), умение переучиваться, готовность к повышению профессионального уровня и дисциплинированность (3,6 балла), а наименее – базовая компьютерная грамотность, а также инициативность и творческий подход к работе (3,2 балла). В территориальном отношении мнения работодателей имеют некоторые различия. Так, в Кирилловском районе более высоко оцениваются уровень культуры и дисциплинированность, в Сямженском и Грязовецком районах – умение работать в коллективе и умение переучиваться, в Вытегорском и Харовском – дисциплинированность и навыки работы в коллективе.

Таблица 4

Качество подготовки молодых работников на момент их трудоустройства, баллов

Вариант ответа

Район

Среднее

Кирилловский

Сямженский

Харовский

Грязовецкий

Вытегорский

Умение работать в коллективе, навыки общения и взаимопонимания

Дисциплинированность, исполнительность

Умение переучиваться, готовность к повышению профессионального уровня

Общеобразовательные навыки (грамматические, математические и т.д.)

Уровень общей культуры

Базовые профессиональные навыки, необходимые для работы на данной должности

Базовая компьютерная грамотность, навыки использования программного обеспечения

Инициативность, творческий подход

Источник: составлено автором

Наиболее высоким качеством подготовки обладают молодые работники, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, причем с повышением уровня образования, по мнению работодателей, повышается и качество подготовки выпускников (таблица 5 ) . Исключением является Кирилловский район, где была отмечена обратная тенденция: существенно выше оценки качества подготовки молодых специалистов со средним и начальным профессиональным образованием, нежели с высшим.

Таблица 5

Качество подготовки молодых работников зависимости
от уровня их образования, баллов

Вариант ответа

Район

Среднее

Кирилловский

Сямженский

Харовский

Грязовецкий

Вытегорский

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

Источник: составлено автором

Как показывает практика, иногда работодатели сталкиваются с проблемой несоответствия квалификации выпускников выполняемой ими работе (Антропов, 2013; Глотова, 2014; Кязимов, 2013; Никулина, 2011) . Причем чаще профессиональная подготовленность оказывается ниже, чем требуется, гораздо реже встречается проблема «сверхобразованности».

Так как в целом работодатели качество подготовки молодых работников оценивают достаточно высоко, то и их квалификация, по их мнению, чаще всего соответствует требованиям, предъявляемым рабочими местами (таблица 6 ) .

Однако вызывает опасение высокая доля тех, чья подготовка ниже необходимого минимума. Данный факт был отмечен в 22 % хозяйствующих субъектов. Подобная ситуация в наибольшей степени характерна для Харовского района (67 %), а наименее – для Кирилловского (6%).


Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «В какой мере квалификация (подготовка) молодых работников соответствует выполняемой ими работе?», в %

Вариант ответа

Район

Среднее

Кирилловский

Сямженский

Харовский

Грязовецкий

Вытегорский

Выше, чем требует работа, могут выполнять и более квалифицированную работу

11,8

Соответствует требованиям, предъявляемым работой (чтобы выполнять более квалифицированную работу им нужно подучиться)

64,7

66,7

33,3

65,5

73,2

65,0

Ниже, чем это требуется для выполнения работы

20,0

66,7

22,4

17,1

22,4

Затрудняюсь ответить

17,6

Источник: составлено автором

Перечень причин несоответствия профессиональных навыков молодых работников требованиям рабочих мест достаточно разнообразный (таблица 7 ) . Основным источником является отсутствие необходимого опыта работы (51 %). Существенное влияние оказывают также недостаточная мотивация к качественному выполнению должностных обязанностей (21 %), низкий уровень профессиональной подготовки (17 %) и трудовой дисциплины (12 %). Причем в разрезе районов работодатели в целом дали довольно схожие оценки причинам несоответствия квалификации требованиям рабочих мест.

В конечном итоге, производительность труда молодых работников находится на среднем уровне (таблица 8 ) . Такого мнения придерживаются более 80 % работодателей. Наиболее высокие оценки производительности труда молодых специалистов отмечены в Грязовецком и Кирилловском районах (16 и 12 % соответственно), самые низкие – в Харовском районе, где 17 % респондентов охарактеризовали ее как низкую.


Таблица 7

Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, каковы основные причины несоответствия профессиональных навыков молодых работников требованиям рабочих мест?», в %

Вариант ответа

Район

Среднее

Кирилловский

Сямженский

Харовский

Грязовецкий

Вытегорский

Отсутствие необходимого опыта работы (незначительный трудовой стаж)

32,3

52,4

30,3

56,2

63,8

50,5

Недостаточная мотивация к качественному выполнению должностных обязанностей

16,1

28,6

18,2

26,0

15,5

20,8

Низкий уровень профессиональной подготовки в образовательной организации

14,3

12,1

24,7

13,8

16,7

Низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины

12,9

14,3

15,2

13,7

12,0

Низкий уровень коммуникативных навыков

11,0

Неумение осваивать новые технологии

Низкий уровень организации работы и освоения методов управления

Затрудняюсь ответить

19,4

Другое

Проблема трудоустройства молодых специалистов в условиях рыночной экономики очень актуальна, что подтверждается приведен­ными ниже материалами с одного из самых популярных порталов по трудоустройству – www.hh.ru .

Быть молодым или «стартовым» специалистом, ищущим при­влекательную работу в реальном секторе экономики, в настоящее время трудно. Ведь кто такой «молодой специалист»? В первую оче­редь, это человек с определенным багажом теоретических знаний, только что получивший диплом. К сожалению, не более 30 % выпу­скников на сегодняшний день могут похвастаться практическим опы­том работы по специальности к моменту получения диплома. Столкнувшись с задачей поиска работы, остальные 70 % видят следую­щее в описании вакансий: «Требуемый опыт работы от 1–1,5 лет» . Возникает резонный вопрос: где же взять этот опыт, если я молодой специалист? Последние годы ведется активная дискуссия (как в рам­ках самих вузов, так и среди работодателей), как оценивать кан­дидата-студента, совмещающего работу
и учебу. И здесь не может быть од­ного правильного ответа. Есть те, кто успешно сочетает учебу с рабо­той, укрепляя свои профессиональные знания, и есть те, кто наоборот, полностью посвящает себя процессу «зарабатывания» денег, поставив свое обучение на второй план. Это сознательный вы­бор каждого и он может состоять из следующих важных этапов .

Во-первых, надо определить, что является основной це­лью – получение практического опыта по своей специальности или «зара­батывание» денег . Первый вариант, скорее всего, приведет в крупную компанию, где даже в кризисный период сохраняется возмож­ность ста­жировок или работы на позиции «Ассистент отдела» . На примере крупной компании проще описать карьерный путь для мо­лодого спе­циалиста. Например, он может быть следующим: Асси­стент отдела -> Специалист отдела -> Ведущий специалист -> Ру­ководитель группы -> Руководитель отдела -> Руководитель депар­тамента . Второй вариант с большей вероятностью приведет в ма­ленькую фирму, где за счет рас-ширенного функционала появится реальная воз­можность зарабатывать, но, к сожалению, карьерный путь слож­но прог­нозировать, так как при наличии смежного функ­ционала есть возможность получить практический опыт в совсем дру­гой специализации.

Во-вторых, следует оценить реальный уровень своих знаний и умений для того, чтобы определить, на какие компании имеет смысл обращать внимание. К сожалению, многие выпускники игнорируют требования, указанные в описании вакансий, такие как уровень знания иностранного языка, различных специализированных программ, хотя это является критичным при приеме на работу. Тем самым они отре­зают себе путь в данную компанию. В таком случае более пра­вильным, но и более сложным, будет приобретение этих навыков. На­пример, в резюме стоит указывать так: «Уровень знания английского языка pre-intermediate
(в процессе изучения)»
.


В-третьих, важно определить список ресурсов для поиска ра­боты. Это могут быть ведущие рекрутинговые агентства, которые за­нимаются трудоустройством молодых специалистов, ключевые интер­нет-порталы и т. д.

В-четвертых, не стоит забывать об еще одном, совсем немало­важном факторе – факторе «горящих глаз» . О нем в последнее время все чаще говорят работодатели. Работодатель ожидает увидеть не просто стопроцентное соответствие требованиям вакантной пози­ции, но
и искренний интерес к работе именно в данной компании. Это можно продемонстрировать элементарно: предварительно подгото­виться к собеседованию, просмотрев интернет-источники и собрав рекомендации
о компании от работающих в ней знакомых и т. д.

Кроме того, для предотвращения проблем при трудо­устройстве
и получения любой привлекательной работы с официаль­ным трудоустройством необходимо очень четко понимать следующее.

Во-первых, за счет чего вы сможете постоянно приносить при­быль будущему работодателю, так как при рыночной экономике:

– именно получение прибыли является главной целью любых внебюджетных хозяйственных субъектов (ОАО, ЗАО, ООО и т. п.);

– выплачивать вам заработную плату любая внебюджетная ор­ганизация или индивидуальный предприниматель могут только за счет получаемой в результате вашей деятельности прибыли (как правило,
в результате обеспечения продаж любых товаров и услуг), так как дру­гих источников для самофинансирования у них нет, причем ваша зар­плата обязательно будет намного меньше объемов продаж (осо­бенно, если продается любой материальный товар, а не компьютерные прог­раммы, подключение к Интернету или кабельному телевидению и т. п.), так как необходимы большие финансовые затраты для обеспече­ния хозяйственной деятельности данного юридического лица, выплаты зарплаты другим сотрудникам и получения прибыли собственником.

Во-вторых, как вы сможете убедить любого работода­теля в ре­альном секторе экономике, что в случае вашего приема на ра­боту он быстро начнет получать финансовую выгоду и не будет иметь ни­каких проблем, т. е. вы уже подготовлены для ус­пешной работы или сможете быстро войти в курс дела и приносить прибыль. Это осо­бенно важно для официального трудоустройства де­вушек и женщин в любые внебюджетные организации, так как в соот­ветствии с дейст­вующим законодательством Российской Федерации беременные жен­щины и имеющие детей до определенного возраста защищены от увольнения, поэтому если они не будут отрабатывать свою зарплату, то работода­тель все равно должен будет ее платить или иметь в дальнейшем проблемы.

В-третьих, желательно к моменту трудоустройства опре­делиться, чтобы не тратить напрасно время, какую именно работу вы хотите получить, так как реально возможны только два варианта:

– работа, при которой вы непосредственно занимаетесь прода­жей товаров и услуг и получаете в итоге свой процент от объема про­даж в качестве заработной платы (при продажах реальных товаров он обычно бывает в разы меньше, чем при продаже услуг, так как в по­следнем случае затраты и риски любого работодателя гораздо ниже);

– работа в бюджетных или внебюджетных организациях, не свя­занная с непосредственной продажей вами лю­бых товаров и услуг.

Основным требованием, которое работодатели предъявляют к потенциальным сотрудникам, является наличие успешного опыта ра­боты на аналогичных должностях. Но откуда ему взяться, если моло­дой специалист только что окончил вуз?!

Некоторые сту­денты начинают работать еще с первых курсов. Найти рабо­ту студенту-очнику очень сложно, ведь большинство ра­бо­тодателей предпочитает принимать на работу не только состоявшихся специалистов, но и тех, кто спосо­бен работать полный рабочий день,
а при необходимости и задержи­ваться сверх установленного вре­мени.
И все-таки найти работу, связанную с получением навыков и опыта работы по специальности, все заинтересованные студенты могут.

Одним из ва­риантов такой ра­боты может быть описанная в учебно-тренировочная работа по до­го­ворам подряда в созданной ТГПУ им. Л. Н. Тол­стого в соответствии с Федеральным Законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ инновационной фирме – ООО Инновационно-внед­ренче­ское учебно-производственное предп­риятие «Энергосбережение, безо­пас­ность жизнедеятельности, эконо­мия» (сокращенно – ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»).

При поиске работы надо учитывать, что компании по-разному относятся к перспективе найма специалистов без опыта работы. Кто-то по-прежнему считает это пустой тратой времени, а другие, наоборот, видят неоспоримое преимущество в найме, обучении и последующем развитии вчерашних выпускников. В любом случае трудоустройству некоторых выпускников мешает то, что, как отмечают на портале www.hh.ru , уже тенденцией становится ситуация, при которой:

– студенты часто не могут адекватно оценить себя, переоценивая свою привлекательность для работодателей на рынке труда;

– сту­денты и молодые специалисты без опыта работы, в лучшем случае имеющие лишь высшее образование, пытаются навязать свои условия работодателю. Чрезмерные амбиции и желание получить все и сразу не являются залогом успеха в деле поиска ра­боты. По­этому эксперты советуют при поиске работы лучше руково­дствоваться реальными знания­ми и умениями, а не желанием зараба­тывать как можно больше, и не завышать свои финансовые ожидания.

Выпускники, начавшие работать еще в студенческие годы, как правило, добиваются в карьере большего успеха, чем те, кто присту­пает
к поиску работы только после получения диплома. Им проще сделать карьеру, так как к моменту получения диплома они уже закла­дывают прочный фундамент на будущее. Идеален вариант, когда сту­дент старших курсов прихо­дит в компанию и, работая на неполной за­нятости, получает первый профессиональный опыт. Для всех заинтересованных студентов существует такая возможность .

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

Рынок труда и профессий е.я. КуЗЬМИН,аспирант для молодых специалистов:

Ф;:щ:в:?2тглт проблемы и пути

их решения

В статье рассматриваются вопросы влияния экономических кризисов на рыток труда и профессий для молодых специалистов, только что окончивших вузы. Отмечается необходимость социальной поддержки занятости еще профессионально не окрепшей категории граждан. Показаны проблемы безработицы среди молодых специалистов и дисбаланса между потребностью экономики и действующей системой образования. Предлагаются меры преодоления безработицы среди выпускников вузов.

Ключевые слова: рынок труда, рынок профессий, социальная группа, молодые специалисты, экономический кризис, безработица.

К концу 2012 г. перед нашей страной встает реальная перспектива второй волны кризиса, которая тревожит работников, еще помнящих массовые увольнения в

2008 г. При ухудшении экономической ситуации избежать увольнений и найти работу будет непросто. При этом, по мнению нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана , в условиях ухудшения экономической конъюнктуры больше всего страдает именно молодежный рынок труда. Молодые специалисты являются первыми претендентами на увольнение в связи с их непродолжительным пребыванием в организации. Как для выпускников, так и для молодых специалистов невозможность устроиться на новую работу оборачивается серьезными личностными и профессиональными кризисами. Студенты,оканчивающие университет в плохой для экономики период, почти никогда не могут полностью оправиться. Их доходы, как правило, остаются низкими на всю жизнь.

В связи с этим представляются интересными результаты исследования рынка труда в условиях кризиса 2008-2009 гг. в Москве, проведенного сайтами по поиску работы: hh.ru, joblist.ru и career.ru . Уровень распространения Интернета среди молодежи 18-24 лет очень высок - 83% , и

именно при помощи него вчерашние выпускники ищут работу. Исследование специализированных Интернет-сайтов было подготовлено на основе статистического анализа 48 032 вакансий и 218 364 резюме. Основные выводы исследования заключаются в том, что молодые специалисты серьезнее всех пострадали от кризиса: в 1-м квартале 2009 г. спрос на них снизился на 79% относительно 1-го квартала 2008 г. Только к 2011 г., то есть за три года, количество вакансий для молодых специалистов увеличилось почти в два раза. Больше всего молодые специалисты востребованы в таких профессиональных сферах, как «Продажи» (21% вакансий), «Административный персонал» (18%) и «Информационные технологии» (12%). Проще всего устраиваются молодые специалисты инженерных профессий, особенно работающие в сфере 1Т и программирования. При этом «снижение спроса на специалистов-эконо-мистов » является весьма обобщенным утверждением. Маркетологи, бухгалтеры, финансисты, имеющие даже небольшой практический опыт работы, остаются востребованными работодателями. Самыми желанными для работодателя являются молодые специалисты с дипломами МГУ им. М.В. Ломоносова и МГТУ им. Н.Э. Баума-

Научный дебют

на. Уровень зарплат молодых специалистов в значительной мере связан с изменениями в экономике. Например, зарплата ассистента отдела в 1-м квартале 2008 г. составила почти 33 тыс. руб., в 1-м квартале 2009 г. - около 28 тыс. руб., а в 1-м квартале 2010 г. - всего 26 тыс. руб. В 2011 г. доход этого специалиста достиг 30 тыс. рублей.

Таким образом, в условиях кризиса в экономике особенно остро стоит главная проблема российской системы высшего образования - сложившийся дисбаланс специальностей, по которым выпускаются молодые специалисты, и их востребованность на рынке труда и профессий. Так, в 2010 г. 1 358 тыс. студентов окончили вузы. Диплом экономиста получили 39%, и только 1,6% выпускников российских вузов получили специальности в области физико-математических и естественных наук - квалификации, необходимые для формирования инженерного корпуса .

Государство проводит политику снижения количества бюджетных мест по экономическим специальностям в российских вузах. Так, за пять лет (2006-2011)сокращение составило примерно 50%, в то же время был увеличен прием на бюджетные места по техническим специальностям (металлургия, морская техника, геология и разработка полезных ископаемых) . Одновременно ведется политика консолидации (объединения) вузов для сокращения их числа. Но, несмотря на все эти нововведения, выпускники вузов каждый год сталкиваются с одной и той же проблемой -невозможностью устроиться на работу, и перед ними неизбежно встает вопрос: нужно ли было учиться 4-6 лет для того, чтобы стать безработным?

В настоящее время по специальности трудоустраиваются только около 30% выпускников вузов. Такие данные приводят как представители государственных органов власти, так и Интернет-сайты по поиску вакансий (например, по данным компа-

нии Headhunter, - около 35%). Однако цифры могут отличаться в зависимости от профиля образования: 75% выпускников-медиков работают по полученной или смежной специальности, тогда как среди выпускников педагогических вузов - всего 15% . Аналогичные данные были сообщены мэром Москвы С. Собяниным, по словам которого только треть выпускников трудоустраиваются по специальности . Значит, остальные 70% выпускников вузов остаются не у дел? Значит, государственные деньги пропали? Сколько - легко посчитать. По данным Министерства образования РФ, государство выделяет на обучение одного бюджетного студента 80-90 тысяч рублей ежегодно. В среднем за год выпускается 380 тысяч студентов, обучающихся на бюджетной основе. За пять лет обучения на выпускников расходуется около 161,5 млрд. рублей. Значит, лишь треть средств (около 50 млрд. рублей) возвращается государству в результате деятельности «нужных специалистов »?

Конечно, сказать, что государство не умеет считать деньги или самоустранилось в решении данного вопроса, нельзя. Учитывая кризисные последствия в 2008-

2009 гг., оно старалось поддерживать молодых специалистов и выпускников. По данным Федеральной службы по труду и занятости, за три года (2009-2011 гг.) в специальных государственных программах приняли участие порядка 400 тысяч молодых специалистов. Почти 80% из тех, кто прошел стажировку на предприятиях в рамках дополнительных программ по содействию занятости населению в РФ, продолжили там работать . Но это, как говорится, капля в море.

Лучше всего дела с трудоустройством выпускников вузов обстоят в Москве. По мнению государственных органов труда и занятости, безработицы среди выпускников московских вузов в настоящее время нет (март 2012 г.) . По словам главы Департамента семейной и молодежной поли-

140 Высшее образование в России № 12, 2012

тики Москвы Л. Гусевой, все студенты 45-х курсов уже трудоустроены, по крайней мере, временно. Без работы остаются лишь 1365 человек, однако у них уважительные причины. Но снова встает вопрос: «Главная задача государства - просто трудоустроить, или все-таки целесообразно устраивать работать выпускников вузов по специальности?».

Главную роль в адаптации выпускников на рынке труда и профессий должно взять на себя государство, учитывая что, несмотря на рыночные механизмы, оно продолжает играть существенную роль в экономике. Решить проблему трудоустройства молодых специалистов можно только при активной поддержке государства, которому следует, с одной стороны, сделать образование более ориентированным на запросы рынка труда, а с другой - обязать всех участников рынка работать не только на себя, но и на общество, создавая рабочие места и предоставляя социальные гарантии, в том числе и для молодых специалистов.

Во-первых, государству следует разработать долгосрочные прогнозы потребностей экономики в различных специальностях. Как отметил заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко, такой прогноз до 2030 г. существует и размещен на сайте министерства . Согласно данному прогнозу экономика будет испытывать потребность в специалистах лесной, химической промышленности, энергетики, судостроения. Но слышал ли о нем кто-нибудь из нынешних выпускников школ? И почему прогноз не учитывает творческие и гуманитарные специальности? Разве они не нужны государству? На наш взгляд, недостаточно просто разработать прогноз, нужно его данные донести до каждого, кто только еще выбирает свой путь..

Во-вторых, государство может ввести обязательные квоты на прием молодых специалистов как в государственных, так и в частных организациях и компаниях, но обязательно законодательно закрепить их со-

циальные гарантии. При этом имеет смысл обратиться к опыту зарубежных стран, чтобы не повторить их ошибок. Например, во Франции в 2006 г. был принят закон «О равенстве шансов», по которому все компании должны ежегодно принимать на работу сотрудников моложе 25 лет и без опыта работы. Однако когда этим сотрудникам исполнялось 26 лет, их могли уволить без объяснения причин. Государство хотело подтолкнуть молодежь к поискам работы, а работодателей - к приему молодых специалистов. Однако все это вылилось в массовые беспорядки недовольных.

В-третьих, необходимо вернуться к системе обязательного распределения тех, кто обучался на бюджетных местах, и контролировать возврат на рабочие места тех, кто обучался по целевым направлениям от различных министерств и ведомств.

Еще одним рыночным механизмом, который может способствовать трудоустройству молодых специалистов (при возможном кризисе), является вступление России в ВТО, так как это приведет к росту конкуренции не только между производителями товаров и услуг, но и между участниками трудовых отношений. Иностранные компании станут открывать свои представительства и неизбежно столкнутся с дефицитом кадров, который они будут компенсировать за счет молодых специалистов. Но это дело будущего. Решать проблемы молодых специалистов на рынке труда и профессий необходимо уже сегодня.

Литература

1. Krugman P. Wasting Our Minds. URL: http://

www.nytimes.com/ 2012/04/ 30/ opinion/ krugman-wasting-our-minds.html

2. Headhunter. Рынок труда для молодых спе-

3. ФОМ. Интернет в России. Весна 2011. Вып. 33. С. 12.

4. Труд и занятость в России - 2011 г.: Стат.

сб. / Росстат. M., 2011. 637 с.

Научный дебют

5. РИА Новости. Прием на бюджет в эконо-

мические вузы РФ сократился за 5 лет вдвое. Март 2011. URL: http://ria.ru/ edu_priem/ 20110310/ 344498759.html

6. Headhunter. Рынок труда для молодых спе-

циалистов в 3 квартале 2011 года. URL: http://hh.ru/ article.xml?articleId=978

7. С. Собянин выступает за создание при мос-

ковских вузах центров трудоустройства молодых специалистов. URL:http:// www.labor.ru/?id=1506

8. Стажировки дают шанс 80% молодых спе-

циалистов остаться на предприятиях. URL: http://www.labor.ru/index.php?id =1716

9. Молодым везде в Москве дорога. URL: http://

www.rusnovosti.ru/ print.aspx?id=194615

10. За мобильники будем выгонять с экзаменов. Интервью с заместителем министра образования и науки Игорем Реморенко. URL: http://www.kommersant.ru/doc/ 1917215?themeID=285

KUZMINE. LABOR AND PROFESSIONS MARKET FOR YOUNG PROFESSIONALS IN THE FACE OF ECONOMIC CRISIS: CHALLENGES AND SOLUTIONS.

The author analyzes the impact of the economic crisis on the labor market for young professionals, which have j ust graduated from universities. The article asserts the need for state support of this category in job placing. The problem of unemployment among young professionals and the imbalance between the economy needs and the current education system is discussed.

Key words: labor market, profession market, social group, young professionals, economic crisis, unemployment.

Г.В. НИКИТИНА, аспирант Тобольская государственная социально-педагогическая академия

Потенциал социальной практики

В статье актуализируется вопрос о поиске современных средств подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности. В качестве такового предлагается использовать социальную практику - социально-значимую и педагогически направленную деятельность, основанную на взаимодействии студентов с социально-образовательными учреждениями и организациями с применением элементов технологии социального проектирования. Определяется потенциал социальной практики для подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: подготовка к профессионально-педагогической деятельности, социальная практика, потенциальные стажировочные площадки социальных практик студентов педагогических вузов.

Осуществляя профессиональную деятельность, педагог активно включается в социальное взаимодействие не только с учениками, но и с родителями учащихся, коллегами, социальными партнерами. Поэтому сегодня актуальной задачей для педагогических вузов является формирование и развитие социально значимых качеств личности будущего педагога с высоким уровнем компетенции социального взаимодействия.

В системе подготовки большинства пе-

дагогических вузов для решения данной задачи, как правило, используются учебные и производственные практики, а также различные формы внеаудиторной и воспитательной работы . Однако насколько эффективными, с точки зрения подготовки современных студентов к профессионально-педагогической деятельности, являются данные формы работы вузов?

Чтобы ответить на этот и другие интересующие нас вопросы, нами было организовано анкетирование студентов педагоги-

Исследование рынка труда в Москве

Исследование подготовлено на основе статистического анализа 48 032 вакансий и 218 364 резюме, размещенных на сайтах сайт, joblist.ru и career.ru в 2008 - 2011 гг.

Исследование содержит:

  • Общую динамику рынка труда для молодых специалистов;
  • структуру спроса на специалистов по профессиональным сферам;
  • структуру спроса на специалистов по типу образования;
  • рейтинг упоминаемости вузов и зарплат в вакансиях;
  • анализ зарплат наиболее популярных профессий в исследуемой сфере;
  • анализ дефицитности наиболее востребованных профессий исследуемой сферы (hh.индекс);
  • портрет молодого соискателя;
  • рейтинг модных профессий для молодого специалиста;
  • анализ понятия "успешная карьера" для молодого специалиста.

Основные выводы:

  • за три года количество вакансий для молодых специалистов увеличилось почти в 2 раза;
  • молодые специалисты серьезнее других пострадали от кризиса - в 1 квартале 2009 года спрос на них снизился на 79% относительно 1 квартала 2008 года;
  • больше всего вакансий для молодых специалистов размещается в профессиональных сферах "Продажи" (21% вакансий), "Административный персонал" (18%) и "Информационные технологии" (12%).
  • наиболее востребованным у молодых специалистов является экономическое образование;
  • самым упоминаемым вузом является МГУ им. Ломоносова и МГТУ им. Н. Э. Баумана;
  • уровень зарплат в исследуемой сфере наиболее чувствителен к изменениям в экономике. Например, зарплата ассистента отдела в 1 квартале 2008 года составила почти 33 тыс. руб., в 1 квартале 2009 года - около 28 тыс. руб., а в 1 квартале 2010 года - всего 26 тыс. руб. В настоящее время доход этого специалиста немного вырос и практически достиг 30 тыс. руб.
  • младшие программисты являются самыми дефицитными для работодателя. На одну вакансию приходится порядка 1-2 человек;
  • PR-менеджер, фотограф и дизайнер - самые модные профессии, по мнению студентов;
  • больше всего студентов через 5 лет видят себя специалистами в одной из крупных компаний;
  • комфортные условия труда и материальный достаток - главные синонимы "успешной карьеры";
  • основным способом построения успешной карьеры студенты считают подработки и хорошую учебу;
  • ради успешной карьеры студенты готовы пожертвовать только свободным временем.

Рынок труда в сфере "Начало карьеры/Студенты"

Категория молодых специалистов и студентов - одна из самых незащищенных на рынке труда. В самый разгар кризиса, в начале 2009 года, количество вакансий для молодых специалистов и студентов сократилось на 79% по сравнению с 1 кварталом 2008 года. Восстановление на рынке труда для молодых специалистов наметилось всего год назад, во 2 квартале 2010 года, когда спрос превысил докризисный уровень на 26%.
В 2011 году рынок труда для молодых специалистов вошел в активную фазу роста, последние два квартала опережая по темпам прироста рынок труда в целом.


Всего на долю вакансий для молодых специалистов и студентов сейчас приходится около 5%, т.е. каждая 21-я вакансия. Для сравнения: во 2 квартале 2009 года лишь каждая 75-я вакансия подходила молодому специалисту или студенту.



Структура спроса по профессиональным сферам из года в год меняется незначительно. Можно отметить лишь смещение спроса на молодых специалистов из сферы "Административный персонал" в сторону специалистов сферы продаж и ИТ-сферы. В настоящее время на долю вакансий сферы "Продажи" приходится 21% (на 9 п.п. больше, чем в 2008 году), на сферу "Административный персонал" - 18% вакансий (на 5 п.п. меньше) и на ИТ-сферу - 12% (на 2 п.п. больше).
В целом же на топ-10 профессиональных сфер приходится почти 90% всех вакансий на рынке труда для молодых специалистов.



Самым популярным требуемым образованием для молодых специалистов является экономическое. На долю вакансий с упоминанием такого образования приходится 36%. Спрос на молодых специалистов с финансовым образованием составляет 24% от общего числа вакансий. Технические специалисты интересны в 22% вакансиях.
Менее популярны специалисты с математическим образованием - 7%. На долю остальных видов образования пришлось 10% (это юридическое, социологическое и лингвистическое образование).




Самыми популярными вузами, которые встречаются в вакансиях, являются МГУ им. Ломоносова (23% от всех вакансий), МГТУ им. Н. Э. Баумана (18%), МИФИ (13%), МФТИ (11%) и МАИ (5%). На долю топ-5 вузов пришлось порядка 70% всех вакансий, в которых упоминалось название вуза.
Менее популярными оказались ГУ-ВШЭ и МЭСИ (по 4% каждый), МЭИ (3%), ГУУ, МАДИ, МТУСИ, МИСИ-МГСУ, МИРЭА, РЭУ им. Г. В. Плеханова (по 2% каждый) и МАТИ (1%).

На высокую зарплату могут рассчитывать студенты и выпускники МАИ - более 40 400 руб. Уровень зарплат, в котором встречается упоминание МАДИ, составил ровно 40 000 руб. Представителям РЭУ им. Г. В. Плеханова предлагают в среднем 39 200 руб., ГУ - ВШЭ - 37 700 руб., МГУ - 35 800 руб.
Меньше всего (среди упомянутых вузов) платят студентам и выпускникам ГУУ - 26 900 руб., МТУСИ - 27 500 руб. и МГТУ им. Н. Э. Баумана - 33 300 руб.





В кризис уровень зарплат многих молодых специалистов сократился. Зарплата младшего программиста в 1 квартале 2009 года уменьшилась практически на 15 000 руб. по сравнению с 1 кварталом 2008 года, зарплата менеджера по продажам - на 3 000 руб., ассистента отдела - на 5 000 руб.
Сейчас на рынке наблюдается восстановление зарплат, но не по всем позициям. Так, зарплаты ассистентов отдела и младших программистов еще не достигли уровня 1 квартала 2008 года.





Сейчас ожидаемые зарплаты на позицию младшего аналитика на 26% выше, чем предлагаемые зарплаты. Ожидания младших юристов на 24% выше, а менеджеров по продажам и ассистентов отдела - на 17% выше. Различия в ожидаемых и предлагаемых зарплатах младшего инженера меньше - всего на 12%. Предлагаемые и ожидаемые зарплаты младшего программиста совпадают.


Одним из дефицитных специалистов на рынке труда для студентов и молодых специалистов является младший программист (менее 2 человек на одно вакантное место). Самая высокая конкуренция при трудоустройстве - на должность младшего инженера (6 человек на одно место).



Помимо дефицитных и востребованных профессий на рынке труда для молодых специалистов существуют так называемые "модные" профессии, ставшие популярными совсем недавно. Согласно онлайн-опросу, проведенному порталом по поиску работы career.ru 9-16 августа 2011 года, самой модной профессией среди студентов стал PR-менеджер (его отметили 27%отпрошенных). Тройку лидеров замкнули фотограф и дизайнер.
Кроме того, в десятку модных профессий попали HR-менеджер, арт-директор, программист, блогер, стилист, fashion-editor и модель.


Портрет молодого специалиста за три года изменился незначительно. Большинство кандидатов не имеют опыта работы, обладают базовыми знаниями английского языка и ожидают получать 20-30 тыс. руб.
Примечательно, что сейчас активнее ищут работу женщины: на их долю приходит 59% всех резюме, в то время как три года назад - всего 38%.

Портрет молодого соискателя 2008 г. 2011 г.
Пол
мужской 62% 41%
женский 38% 59%
Образование
Высшее 42% 49%
Среднее 58% 51%
Владение английским языком
не владею 11% 11%
базовые знания 46% 48%
читаю профессиональную литературу 11% 12%
могу проходить интервью 14% 14%
свободно владею 17% 15%
Опыт работы
Нет опыта 74% 76%
От 1 года до 3 лет 23% 19%
От 3 до 6 лет 3% 3%
Более 6 лет 1% 2%
Заработные платы
5-10 тыс. руб. 3% 2%
10-15 тыс. руб. 12% 7%
15-20 тыс. руб. 25% 20%
20-30 тыс. руб. 43% 45%
30-40 тыс. руб. 12% 20%
40-60 тыс. руб. 5% 6%
60-80 тыс. руб. 0% 0%
80-100 тыс. руб. 0% 0%
100-300 тыс. руб. 0% 0%
Более 300 тыс. руб. 0% 0%

Основные требования, предъявляемые к молодым специалистам

  • Высшее/неоконченное высшее образование/студент последнего курса
  • Отличные теоретические знания своей и смежных областей
  • Желательно наличие практики или стажировки
  • Хорошее знание иностранного языка
  • Отличное знание ПК
  • Желателен опыт работы
  • Возраст от 20 лет
  • Навыки работы в команде
  • Умение и желание обучаться
  • Желательно наличие дополнительных квалификационных сертификатов
  • Ответственность
  • Стрессоустойчивость
  • Аккуратность, внимание к деталям

Согласно онлайн-опросу, проведенному порталом по поиску работы career.ru 5-12 июля 2011 года, 40% опрошенных молодых специалистов через 5 лет видят себя в роли специалиста, работающего в крупной компании. Около 35% рассчитывают через 5 лет руководить отделом в компании. Порядка 14% считают, что будут иметь свой маленький бизнес, и лишь 3% видят себя большим боссом.



Для многих опрошенных успешная работа - это комфортные условия труда и материальный достаток (53%), для 26% молодых специалистов - это руководящая должность, и лишь для 17% - высокая зарплата.



Большинство опрошенных для построения успешной карьеры подрабатывают (65%), а также хорошо учатся (63%); чуть меньше респондентов уделяют внимание дополнительным предметам (41%) и налаживают связи в бизнес-среде (31%).
Стоит отметить, что каждый 15-й студент ничего не делает, чтобы построить успешную карьеру.


Чтобы построить успешную карьеру, большинство опрошенных готовы пожертвовать свободным временем (85%). Значительно меньшее количество людей готовы пожертвовать временем с семьей (28%) и деньгами (27%). Порядка 7% опрошенных не готовы ничем жертвовать ради успешной карьеры.


* допускалось несколько вариантов ответа