Размер платежа зависел от величины оборотов компании, не учитывался объем конечных продаж, поэтому плательщики не успевали подстраиваться под динамику спроса на рынке.

"Налоговые каникулы" в СССР предоставлялись предприятиям местного и областного подчинения, которые изготавливали продукцию исключительно из местного сырья. Замена налога с оборота современным НДС произошла в 1992 году, в момент принятия Закона № 2118-1, устанавливающего новые принципы налогообложения в РФ.

Особенности расчета налога с оборота

Технически, налог с оборота представляет собой косвенный универсальный акциз, базой для которого выступает итоговой объем производства на предприятии. Большинство развитых экономик (например, эстонская) применяет налог с оборота, экономический смысл которого приравнен к российскому НДС.

Величина налога с оборота, которую нужно оплатить (или вернуть), рассчитывается как разность начисленного и включенного сбора (налоги на импортные товары и услуги, оказанные нерезидентами). Итоговый объем платежа корректируется на сумму оборота, освобожденного от налога. Например, в Казахстане реализация акцизных марок, лотерейных билетов и услуги в сфере международных перевозок освобождены от налога.

  • Налог с оборота может рассчитываться как разница оптовых и розничных цен товаров (без учета скидок) или по установленной ставке на единицу продукции (например, килограмм строительной смеси, кубический метр древесины). Третий способ — расчет процентов от общего оборота, он применяется в случае неустановленных оптовых цен на товар.
  • Объекты налогообложения включают операции по продаже готовой продукции, поставке сырья, материалов и товаров в другие страны (для задач бизнеса), а также личное потребление, внутренний оборот государства, импортируемые товары (услуги).
  • Субъекты, выплачивающие налог с оборота — зарегистрированные предприятия (юридические лица), контрагенты (получатели входящих счетов с указанием суммы налога), покупатели иностранных товаров и услуг (не для личного использования).
  • Налог с оборота начисляется ежемесячно, при этом учитывается время реализации — момент поступления платежа, отгрузки продукции, факта оказания услуги клиенту компании. Начисление проводят с учетом самого раннего события. Например, оплата за кухонную мебель поступила за три дня до отгрузки — налог с оборота выплачивается в течение месяца от первой даты.

Недостатки налога с оборота

Налог с оборота в РФ был трансформирован в НДС ввиду ряда особенностей.
  • Высокая налоговая нагрузка на малый бизнес — налог с оборота взимался с последнего звена в цепи поставок. В этой роли выступали небольшие предприятия (торговые дома, магазины).
  • Наиболее эффективны заниженные ставки налога с оборота (до 10%), иначе бизнес вынужден внедрять «серые» схемы и скрывать прибыль от государства.
  • «Каскадный» принцип расчета налога — отчисления проводятся с каждой сделки, поэтому при длинной цепи поставок (характерной для российской экономики) посредничество становится невыгодным.

Продавец недвижимости в Донецке живет за пределами ДНР: что с налогами? Часть 2

Если проблему можно разрешить, вряд ли стоит о ней беспокоиться.

Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.

Собственник недвижимости в Донецке, живущий за пределами ДНР, решил продать ее. Приехал в Донецк и у нотариуса его ждал сюрприз – он узнал, что, до заключения сделки, ему следует заплатить налог 10 % от оценочной стоимости продаваемой недвижимости! И что делать?

Прежде всего, давайте узнаем, когда такая ситуация возможна. Поскольку продавцами и покупателями недвижимости чаще бывают физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, в т. ч. нерезиденты, получающие доход, не связанный с предпринимательской деятельностью, от операций (выплат, кроме социальных, а также банковских переводов между физическими лицами), проводимых на территории ДНР – ст. 15.6 Закона ДНР «О налоговой системе» далее по тексту «Закон»), то разговор о налогообложении будет касаться только их, да простят меня юридические лица! Из Закона мы узнаем ставки налога при операциях с недвижимостью :

Вид выплат

Для резидента

Для нерезидента

Ст. Закона

Ставка, %

Ст. Закона

Ставка, %

Стоимость наследства или подарков не от лиц первой степени родства (родителей, детей, супругов)

суммы от продажи (обмена) объектов недвижимого или движимого имущества не более 1 раза в год

суммы от продажи (обмена) объектов недвижимого или движимого имущества более 1 раза в год

суммы от сдачи имущества в лизинг, аренду (субаренду), сдачи жилой и нежилой недвижимости в аренду

Согласно ст. 122.8 Закона нотариус при совершении нотариальных действий будет действовать как налоговый агент в части исчисления подоходного налога по суммам доходов, полученных физическим лицом от продажи недвижимости – исчислит и проверит полноту перечисления физическим лицом, в том числе нерезидентом, соответствующей суммы подоходного налога в бюджет ДНР.

Исчисленный нотариусом подоходный налог должен быть уплачен продавцом недвижимости до совершения нотариальных действий через банк по месту нахождения рабочего места нотариуса (нотариальной конторы), а полученный нотариусом платежный документ о перечислении налога в бюджет, будет основанием для совершения им нотариальных действий.

А чтобы продавцу жизнь мёдом не казалась, Закон обязал нотариуса (ст. 122.8.1):

  • проверять по регистрационному номеру учетной карточки налогоплательщика продавца или серии и номеру паспорта количество случаев продажи объектов недвижимости в налоговом году по данным Реестра регистрации нотариальных действий;
  • определять сумму дохода плательщика налога от продажи объекта недвижимости исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи (мены), но не ниже оценочной стоимости такого недвижимого имущества, рассчитанной субъектом оценочной деятельности в соответствии с действующим законодательством ДНР об оценке имущества, а, как мы уже писали, оценочная стоимость будет в 1,5-2 раза выше рыночной.

Любой здравомыслящий человек скажет, чтобы избежать уплаты налогов или минимизировать их, нужно быть или стать резидентом ДНР.

Что такое резидент . В законодательстве ДНР такого понятия нет, однако от этого никто не заморачивается.

Резидент продавец или нет нотариус будет определять по регистрации его места проживания. Обращаю внимание: проживания, а не пребывания! Какая разница? Проживание – это постоянно, а пребывание – это временная регистрация, на полгода. Для подтверждения статуса резидента нотариус потребует от продавца предъявить ему паспорт, если у продавца паспорт Украины, то адресную справку из миграционной службы ДНР и карточку учета из абонентской службы или обслуживающей дом компании.

На сегодняшний день с регистрацией места проживания сложилась такая ситуация: есть миграционная служба Украины и есть миграционная служба ДНР. Это разные службы, которые между собой не взаимодействуют.

В связи с этой двойственностью образовались две группы продавцов недвижимости в Донецке:

1) проживающие в Украине и имеющие статус вынужденных переселенцев. В миграционной службе Украины они получают временную регистрацию места жительства без ее отметки в паспорте, т. е. в паспорте у них осталась донецкая «прописка», а в миграционной службе ДНР у них осталась регистрация места жительства и они стоят на учете в обслуживающей дом компании, т. е. они резиденты ДНР;

2) зарегистрировавшие после начала войны свое место жительства в Украине. В миграционной службе Украины они «выписались» из Донецка и «прописались» в Украине, в связи с чем им сделали отметку в паспорте с указанием места жительства, а если они получили паспорт нового образца (пластиковую карточку), то обязаны предъявлять «Витяг з Єдиного державного демографічного реєстру щодо реєстрації місця проживання», и в миграционной службе ДНР у них осталась регистрация места проживания и они остались стоять на учете в обслуживающей дом компании — должны платить за воду, газ и мусор, однако они уже нерезиденты ДНР! Почему? Ответ простой: последнее действие аннулирует предыдущее, т. е. сравнив даты регистрации места жительства в паспорте (в вытяге) и карточки учета обслуживающей компании нотариус быстро определит статус продавца и начислит налог, согласно Закону.

В этой ситуации человеку, собирающемуся получить в наследство недвижимость, продать ее или сдать в аренду нужно перед совершением сделки зарегистрировать свое место проживания в ДНР. После регистрации он получит адресную справку, поскольку штамп о «прописке» ставится только в паспорт ДНР (отметки в украинском паспорте останутся прежними). На основании этой справки управляющая компания поставит собственника на учет (заведет карточку). И вот только тогда продавец станет резидентом ДНР и может идти к нотариусу.

Нет, конечно, если у продавца много денег, можно обойтись без этих заморочек и просто заплатить налог – это личное дело каждого, ведь человек осуществляет свои гражданские права свободно, по своему усмотрению (ч. 1 ст. 12 ГК Украины)!

Если продавец, в силу разных причин, затрудняется зарегистрировать свое место проживания самостоятельно, Жилищное Бюро «Альфа-Город» всегда к его услугам.

Налог на наследство в днр

Как быть, если человек умер в ДНР/ЛНР, а имущество находится на территории Украины?

Ввиду сложившейся ситуации, многие люди, проявляя свою неосведомленность в правовом поле, считают, что документ, удостоверяющий факт смерти (свидетельство о смерти), выданное органами государственной регистрации актов гражданского состояния ДНР/ЛНР, являются действительными и на территории Украины. И на основании их можно осуществить процедуру вступления в наследство того имущество, которое осталось в пределах Украины.

Однако, это не так. Государственные органы Украины не признают документы, выданные на территории Республик, в том числе и свидетельства о смерти. Как же быть в данной ситуации, если вступить в наследство все-таки необходимо?!

Очевидно, что процедура вступления в наследство будет осуществляться исключительно по украинским законам. Таким образом, главной составляющей всей цепочки является получение украинского свидетельства о смерти.

На сегодняшний день данная процедура выглядит следующим образом:

  • Получаем в бюро судебно-медицинской экспертизы дубликат медицинского свидетельства о смерти, форма 106/о. Главным критерием является то, что оно обязательно должно соответствовать Приказу МОЗ Украины от 08.08.2006 № 545 и быть заверено украинской печатью.
  • На основании полученной справки, необходимо обратиться в ЗАГС на территории Украины для получения свидетельства о смерти. Однако, ввиду сложившейся практики, данный документ они не принимают и отказываются выдавать на основании него свидетельство о смерти с регистрацией смерти в украинском реестре. В этом случае, мы получаем письменный отказ.
  • Обращаемся в украинский суд с заявлением об установлении факта смерти лица на территориях ДНР/ЛНР. К заявлению необходимо приложить все документы, подтверждающие факт смерти лица (медицинское свидетельство о смерти (так же и его оригинал), подойдут так же документы подтверждающие организацию похорон, фото с места захоронения, справку из ЖЕКА о том, что умерший выписан в связи со смертью и т.д).
  • После того, как решение суда будет получено и будет считаться вступившим в силу, на его основании обращаемся в ЗАГС и получаем украинское свидетельство о смерти лица.

    Завершающим этапом станет обращение к украинскому нотариусу для осуществления процедуры вступления в наследство на основании уже полученного украинского свидетельства о смерти.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Навигация записей

    Размер заработной платы напрямую влияет на ставку подоходного налога – 13 % в случае, если заработная плата или сумма выплаченного дохода по контракту или договору не превышает 10000 гривен, и 20 % свыше 10000 гривен.

    Налогообложением по специальным ставкам облагаются следующие виды дохода:
    – суммы полученного наследства или подарков от лиц, не первой степени родства – 5%
    – суммы, вырученные от продажи недвижимости и автомобилей, начиная со второй продажи в текущем календарном году – 5%
    – суммы от продажи грузовых автомобилей и коммерческой недвижимости – 5%
    – доходы от сдачи в аренду недвижимости – 20%.

    Следует отметить, что договора аренды недвижимости в обязательном порядке регистрируются в Министерстве налогов и сборов в течении 5 дней с даты заключения договора.
    Доходы физических лиц, самостоятельно задекларировавших доходы, подлежат налогообложению по ставке 13% от суммы доходов.

    Не облагаются подоходным налогом суммы:
    помощи по государственному и социальному страхованию и обеспечению, в том числе:
    – помощи по беременности и родам
    – помощи по уходу за детьми
    – помощи на организацию похорон
    – получаемых алиментов
    – пенсий
    – наследство и подарки полученные от лиц первой степени родства (родители, дети, супруги)
    – доходы по процентам от вкладам и депозитам
    – первая в календарном году продажа недвижимости и автомобиля.

    Ответственность за нарушение сроков и полноты уплаты подоходного налога повлечет за собой уплату штрафа в размере 50% от суммы несвоевременно уплаченного или недоплаченного налога.
    Несвоевременная подача отчета грозит финансовой ответственность в размере 10% от суммы задекларированного налога.

    Часы с бегущей строкой! Невероятное зрелище!

    North Face M8 PTT разработан и сертифицирован в США!

    Power Balance ОРИГИНАЛ. Смотрите, как отличить подделку.

    Оригинальный немецкий AGM Rock V2

    Смотрите, как отличить подделку!

    Подоходный налог в ДНР

    Подоходный налог — это налог на доходы физических лиц. Мы как предприниматели обычно сталкиваемся с ним, когда платим зарплату работникам или арендуем недвижимость у физика.

    Кроме этого, подоходным налогом облагается еще ряд доходов, по которым гражданин отчитывается и платит самостоятельно. О том, как физлицу декларировать доходы самому за себя, я обязательно еще напишу — а этот пост о подоходном налоге с точки зрения предпринимателя.

    Размер подоходного налога в ДНР

    Ставка подоходного налога с зарплаты наемных работников составляет 13%.

    Обратите внимание, что до 23 ноября 2015 г. существовала также повышенная ставка 20%, которая удерживалась с суммы превышения зарплаты свыше 20 тысяч рублей. Приказом МДС ДНР №395 повышенную ставку отменили, так что на данный момент мы удерживаем 13% с любой зарплаты, независимо от ее размера.

    Подоходным налогом облагается зарплата всех работников, независимо от того, работают они по трудовым договорам, контрактам, договорам гражданско-правового характера или как-то еще.

    Также, вам придется удерживать подоходный налог, если вы арендуете недвижимость у физлица. Это сомнительное счастье подарено нам приказом МДС №313 от 04.09.2015 г. Ставка налога в этом случае составляет 20% независимо от суммы дохода.

    Для работодателя все на этом и заканчивается. А нотариус выступает налоговым агентом еще и при регистрации договоров купли продажи недвижимого имущества, автомобилей, а также при оформлении наследства. С этих доходов нотариус сразу удерживает подоходный налог 5%.

    Сроки уплаты подоходного налога

    Соответствующие пункты временного положения написаны довольно неоднозначно. Из их анализа получаем следующие правила:

    Если даты расчетов отдельно не оговорены и сотрудник получает зарплату на общих основаниях в соответствии с законом «Об оплате труда» — в таком случае подоходный налог перечисляется одновременно с выплатой зарплаты работнику.

    Если договором установлены конкретные даты расчетов с работником — подоходный налог необходимо перечислить до последнего дня месяца, в котором доход был выплачен. Эта норма обычно применяется к договорам ГПХ, по которым вместо ежемесячных выплат работа может оплачиваться единоразово по факту завершения.

    С начисленной, но не выплаченной в срок зарплаты подоходный налог не перечисляется до момента фактической выплаты дохода. Это мнение основано как на п. 31.1.1.1 временного положения, так и на том факте, что в декларации по подоходному налогу вообще нет графы «начислено дохода / налога».

    Отчетность и ответственность

    Декларация по подоходному налогу — явный клон украинской 1ДФ, и унаследовала от нее самое худшее: в ней нет колонки для ФИО, и если у вас не 3 и не 5 работников, то от ИННов без фамилий быстро начнет рябить в глазах. К сожалению, в отличие от Украины, в ДНР этот отчет приходится заполнять руками. Здорово тренирует память — скоро будете ИННы работников знать наизусть.

    Декларацию нужно сдавать ежемесячно, до 15 числа. Если не было никаких выплат — отчет формально не подается. Реально он тоже не подается, но будьте готовы, что вам позвонят и вместо него попросят принести письмо, мол «выплат физлицам не было, отчитываться не о чем».

    Также, отчет требуют подавать еще и «в электронном виде» — под этим громким названием скрывается еще один экселевый файл, который тоже нужно будет заполнять руками и нести ногами на флешке.

    Штраф за неподачу декларации по подоходному налогу в ДНР — жалкие какие-то 10% от суммы задекларированного налога. По сравнению с украинскими 510 грн — сущие копейки.

    Штраф за несвоевременную уплату подоходного налога — 50% суммы недоплаты. Ответственность за подоходный налог почему-то оговаривается в отдельном пункте 57.1-1 положения о налоговой системе, хотя и штраф, и основания для его применения — те же, что и для любого другого налога.

    Еще на смежные темы:

    Нравится статья? Так ставьте лайк 🙂

    Много жрут и много срут. Срут даже больше чем жрут. Поэтому в минус не выйдут никогда. Пожрать всё что высрали на майдане хватит и внукам. Сын Ревы им ещё расскажет про голодомор и голодное детство.

    Министр социальной политики Украины Рева: украинцы много 4

    На украине план барбароса начинают претворять в жизнь. Едоков нужно сократить. Вот и весь секрет.

    ТЕМА: Министр социальной политики Украины Рева: украинцы много тратят на продукты, потому что слишком много едят

    Кабмин Украины отменил внесение данных о месте пребывания в 4

    чтобы не было мыслей экономить на выплатах пенсий Кабмин должен привести все свои постановления в соответствие с законами Украины

    ТЕМА: Кабмин Украины отменил внесение данных о месте пребывания в справку переселенца

    Донецкую областную администрацию в Краматорске выселили на 1

    а у собственника видно много своих денег осталось, не все деньги в центр ушли

    ТЕМА: Донецкую областную администрацию в Краматорске выселили на окраину, на территорию завода станкостроения (фото)

    Министр социальной политики Украины Рева: украинцы много 4

    цены у нас может и одинаковые с Германией, хотя не факт, а вот доходы разные и на много отличаются. Видно Рева плохо учился в школе,особенно по математике. И как всегда в своем аплуа — Америку открывает. Лишний раз доказывает, как разные слои населения по разному смотрят на одни и те же вещи. Особенно те, у которых деньги в офшорах хранятся.

    ТЕМА: Министр социальной политики Украины Рева: украинцы много тратят на продукты, потому что слишком много едят

    Власти ДНР упростят процедуру оформления документов на недвижимость и прав на наследство (видео)

    О порядке оформления правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, в частности договоров купли-продажи, в органах юстиции ДНР рассказала и.о. министра юстиции Елена Радомская.

    «Для того чтобы оформить договор купли-продажи на территории Республики, необходимо обратиться в отдел регистрации вещных прав, получить там информационную справку, а затем прийти с ней и пакетом необходимых документов к нотариусу по месту нахождения имущества или регистрации собственника. Проанализировав полученные данные, нотариус подготовит проект договора, который после подписания сторонами подлежит государственной регистрации в отделе вещных прав», - пояснила и.о. министра.

    По словам Елены Радомской, в настоящее время министерством ведется работа по упрощению и автоматизации процесса оформления указанных документов Кроме того, и.о. министра разъяснила порядок оформления прав на наследство на территории ДНР:

    «Для оформления наследства гражданин должен обратиться к нотариусу, подать заявление и предоставить необходимые данные, и по истечении срока подготовки документов заявителю будет выдано свидетельство о праве на наследство, которое подается в отдел регистрации вещных прав и отдел технической инвентаризации».

    Особое внимание глава Минюста уделила ставкам налогообложения операций с недвижимостью и необходимости экспертной оценки при осуществлении подобных действий.

    Елена Радомская напомнила, что сделки с недвижимостью, заверенные на территории Украины, в ДНР признаются недействительными.

    Для легализации подобных действий в ДНР необходимо обращаться в межведомственную комиссию по легализации документов при Министерстве юстиции ДНР.

    Упрощенная система налогообложения в ДНР на сегодняшний день доступна как юридическим лицам, так и физическим лицам-предпринимателям. Существует три группы плательщиков упрощенного налога. Однако, третья группа – это специфический случай для угледобывающих и тех СПД, которые занимаются переработкой и продажей угля. То есть, большинство предпринимателей могут стать плательщиками упрощенного налога первой и второй группы.

    На первой группе

    – субъектов хозяйствования, которые оказывают автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом;

    – численность работников, состоящих в трудовых отношениях – не более 10 человек;

    – годовой объем валового дохода не превышает 1 500 000 рублей.

    Ставка налога 2 группы - 6%

    – добычу угля и угольной продукции, численность работников, состоящих в трудовых отношениях должна быть не менее 12 человек, но не превышать 25 человек;

    – переработку и реализацию угля и угольной продукции, численность работников, состоящих в трудовых отношениях не должна превышать 25 человек.

    Налоги в деталях: 3 группы упрощенного налогообложения в ДНР. Принципиальные различия. Инфографика

    Упрощенная система налогообложения в ДНР на сегодняшний день доступна как юридическим лицам, так и физическим лицам-предпринимателям. Существует три группы плательщиков упрощенного налога. Однако, третья группа — это специфический случай для угледобывающих и тех СПД, которые занимаются переработкой и продажей угля. То есть, большинство предпринимателей могут стать плательщиками упрощенного налога первой и второй группы.

    Торговля ведется с использованием РРО либо расчетных книжек, по выбору плательщика. Доход определяется кассовым методом (по дате поступления средств). Отчет подается раз в месяц до 20 числа включительно, сам налог платится до 30-го.

    На первой группе могут работать все субъекты хозяйствования, удовлетворяющие требованиям плательщика упрощенного налога, кроме:

    — субъектов хозяйствования, которые оказывают автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом;

    — численность работников, состоящих в трудовых отношениях – не более 10 человек;

    — годовой объем валового дохода не превышает 1 500 000 рублей.

    Ставка упрощенного налога на 1 группе - 2.5%

    Второй группой налогоплательщиков могут быть все субъекты хозяйствования, удовлетворяющие требованиям плательщика упрощенного налога, годовой объем валового дохода которых составляет не более 60 000 000 рублей.

    Ставка налога 2 группы - 6%

    Плательщиками упрощенного налога ІІI группы являются субъекты хозяйствования – юридические лица и физические лица-предприниматели, удовлетворяющие требованиям плательщика упрощенного налога, осуществляющие добычу, переработку и реализацию угля и угольной продукции годовой объем валового дохода которых составляет не более 240 000 000 российских рублей. Для юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, которые осуществляют:

    — добычу угля и угольной продукции, численность работников, состоящих в трудовых отношениях должна быть не менее 12 человек, но не превышать 25 человек;

    — переработку и реализацию угля и угольной продукции, численность работников, состоящих в трудовых отношениях не должна превышать 25 человек.

    Экономика ДНР, часть 2: налоговая система

    За что и сколько платят непризнанной республике её жители?

    «А в ДНР что, и своя налоговая система есть?» — с искренним удивлением спросил автора этих строк один из собеседников, узнавших, что мы работаем над статьёй на эту тему. Да, своя налоговая система в непризнанной ДНР существует, причём довольно давно. Первая версия Закона ДНР «О налоговой системе» была принята в декабре 2015-го года, и с тех пор пережила уже более 10 серьёзных редакций.

    Какие налоги и как платят физические и юридические лица непризнанной республики, и чем система налогообложения ДНР отличается от той, что существует в Украине, пытались разобраться журналисты ТАЙМЕРА.

    Два кита

    Налоговая система Украины базируется на трёх «китах»: налоге на прибыль предприятий, доходах физических лиц (НДФЛ), а также налоге на добавленную стоимость (НДС). В ДНР имеется два из трёх этих налогов: налог на прибыль и НДФЛ.

    Большинство предприятий Украины платит налог на прибыль по ставке в 18%, хотя есть и исключения: например, страховая деятельность облагается по ставке в 3%. В ДНР действует более высокая ставка: 20%, предусмотрена льготная ставка в 0% для предприятий угледобывающей отрасли.

    Ещё одно важное отличие — отчётный период. В Украине налог на прибыль оплачивается большинством предприятий раз в квартал. В ДНР же установлен отчётный период в один месяц. То есть, ту отчётность, которую украинские предприятия готовят и подают раз в три месяца, в ДНР вынуждены готовить ежемесячно — изрядный «геморрой» для бухгалтеров.

    Вторая проблема — различия между бухгалтерским и налоговым учётом, т.е. тем, что засчитывается в доходы и расходы с точки зрения предприятия, и тем, что «признаёт» в этом смысле налоговая. В Украине в последние годы постарались свести к минимуму различия между налоговым и бухгалтерским учётом, разрешив вычитать из дохода при подсчёте облагаемой прибыли почти все виды расходов, за исключением отдельно перечисленных в Налоговом кодексе исключений — «налоговых разниц». В ДНР же действует обратная система: закон «О налогообложении» предусматривает вполне конкретный список расходов, которые можно рассматривать в таком качестве при вычислении суммы облагаемой прибыли. Всё остальное с точки зрения налоговой расходами не является.

    С одной стороны, такая система является куда менее прогрессивной и значительно более бюрократизированной нежели та, что действует на Украине. С другой — в Украине издавна практически никто не платил реальный налог на прибыль: возможно, в ДНР решили «затянуть гайки», чтобы не оказаться в такой же ситуации.

    Теми же мотивами можно объяснить и другие нюансы администрирования налога на прибыль в ДНР. К примеру, при продаже товаров и услуг по цене ниже себестоимости продавец должен включить разницу между себестоимостью и заявленной ценой продажи в доходы. Очевидно, эта мера призвана закрыть одну из распространённых схем уклонения от уплаты налогов, однако по факту выглядит это со стороны весьма странно.

    Заслуживает внимания и подход к предприятиям, в том или ином периоде понёсшим убыток: им официально запрещено перераспределять этот убыток на последующие периоды, уменьшая за счёт этого базу налогообложения, а декларирование убытков шесть раз в течение года даёт право фискалам прийти на предприятие с внеочередной проверкой.

    Идея о запрете переноса убытков с одного периода на другой — золотая мечта украинских фискалов всех лет независимости. Она претворялась в жизнь неофициально — через запрет сдавать «минусовые» декларации, официально — через запрет переносить убытки в полном объёме (разрешалось «использовать» убытки только несколькими частями в течение ряда лет), не раз пытались протащить норму о полном запрете переноса убытков между периодами. Мечты украинских налоговиков в ДНР стали реальностью, и эта откровенно репрессивная фискальная практика может быть оправдана только чрезвычайным состоянием экономики ДНР.

    Ставка второго ключевого налога — на доходы физлиц, или НДФЛ, в ДНР ощутимо меньше, чем в Украине: 13% вместо 18% для большинства видов дохода.

    Зато в ДНР выше ставка единого социального взноса, который платят с зарплаты наёмных работников: она составляет 31% против 22%, для бюджетных организаций предусмотрена пониженная ставка в 28%. Таким образом, совокупная нагрузка на зарплату в ДНР составляет 44% (13% НДФЛ + 31% ЕСВ) против 40% в Украине (18% НДФЛ + 22% ЕСВ).

    Пассивные доходы (проценты, дивиденды и т.п.) и в ДНР, и на Украине облагаются по ставке 5%.

    В общем и целом, сравнивая налогообложение в Украине и в ДНР по двум этим видам налогов, следует признать: соответствующее украинское законодательство — более зрелое и современное, тогда как для законодательства ДНР характерен более бюрократичный характер, а кроме того, оно выглядит достаточно сложным для выполнения.

    НДС VS Налог с продаж

    Ключевую роль в налоговой системе Украины также играет налог на добавленную стоимость — печально известный НДС. Это — косвенный налог, т.е. налог, который как бы включается в цену товара — считается, что его платит покупатель. Как и следует из названия, этим налогом облагается добавленная стоимость — то есть, разница между ценой, по которой продаётся товар или услуга, и суммой затрат на её оказание. Ставка налога в Украине на сегодня составляет 20% (7% для лекарств и оборудования медназначения).

    В общих чертах проиллюстрировать процесс взимания этого налога можно на таком примере. Добывающее предприятие продаёт производителю ресурсы на 100 гривен. В эти 100 гривен закладывается НДС в 20% от этой суммы — т.е. 20 гривен. Эти деньги прибавляются к цене продажи: покупатель доплачивает их продавцу, который обязан передать их в бюджет («цена с учётом НДС»). Это так и называется: налоговое обязательство. А с точки зрения покупателя-производителя эти 20 гривен являются налоговым кредитом — то есть, государство как бы «запоминает», что он уже уплатил эти самые 20 гривен НДС.

    Производитель изготовляет из купленных ресурсов товар, который продаёт дистрибьютору за 150 гривен. НДС в этом случае составит 30 гривен, соответственно, покупатель-дистрибьютор должен заплатить продавцу-производителю 180 гривен, из которых 30 тот должен отдать в бюджет. Однако у производителя есть налоговый кредит в 20 гривен, т.е. в бюджет он платит только 10. А 30 гривен становятся налоговым кредитом для дистрибьютора.

    Наконец, дистрибьютор продаёт товар конечному потребителю за 300 гривен, к которым добавляются 20%, или 60 гривен НДС. Дистрибьютор обнуляет за счёт этих 60 гривен свой налоговый кредит в 30 гривен, а остаток, т.е. ещё 30 гривен, отдаёт государству.

    В конечном итоге со всей цепочки сделок в сумме государство получит те же 60 гривен, которые заплатил конечный покупатель. Именно поэтому НДС называется налогом на потребление.

    Однако просто это лишь в данном конкретном примере. На деле же при подсчёте НДС существует масса тонкостей и нюансов, что делает его одним из самых сложных в администрировании и ёмких в плане способов уклонения от налогов, коррупции и мошенничества.

    Так вот, в ДНР всех этих тонкостей нет. Вместо 20% налога на добавленную стоимость там взимают 1,5% налог с продаж. Он считается куда проще: 1,5% от стоимости товара, которые платит каждый из продавцов на каждом этапе цепочки. В нашем случае уплате в бюджет подлежат сначала 1,5% от 100 гривен, затем 1,5% от 150 гривен и т.п. Общая сумма платежа составит 7 гривен 25 копеек — вместо 60 гривен при украинской системе.

    Однако в нашей цепочке всего 3 элемента. Но представьте себе, если таких шагов, скажем, 20? В случае с НДС это не имеет значения: в бюджет будет заплачено столько же, сколько заплатит конечный покупатель. А вот при налоге с продаж каждый шаг цепочки означает очередные 1,5% налоговых платежей — и соответствующее удорожание товара.

    С другой стороны, неоспоримым преимуществом налога с продаж является его относительная простота, кроме того, он удобен и необременителен в случае коротких производственных цепочек, на каждом из этапов которых создаётся значительная добавочная стоимость. А ещё он выгоден крупным вертикально интегрированным компаниям, в которых и производство, и дистрибьюция осуществляются различными подразделениями одной и той же фирмы. А вот невыгоден он торговым посредникам различного рода.

    Упрощённая система налогообложения

    Как известно, на Украине существуют три группы «упрощенцев». Первая группа — это субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют розничную торговлю на рынках, не используют труд наёмных работников и чей доход не превышает 300 тысяч гривен в год. Эти предприниматели платят Единый налог с фиксированной ставкой в 160 гривен в месяц, да к тому же единый социальный взнос в 352 гривны ежемесячно.

    Вторая группа плательщиков Единого налога — предприниматели, продающие товары и оказывающие услуги физлицам, имеющие не более 10 наёмных работников и годовой доход — не более 1,5 миллиона гривен. Для них также действует единая ставка в 640 гривен — плюс единый социальный взнос в 704 гривны

    Третья группа плательщиков может работать и с юридическими лицами, а также иметь неограниченное число наёмных работников, но доход таких предприятий не может превышать 5 миллионов гривен в год. Представители третьей группы платят государству 5% от выручки, а также единый социальный взнос в 704 гривны.

    Наконец, четвёртая группа «упрощенцев» — сельхозпредприятия, платящие в зависимости от площади обрабатываемой ими земли.

    Система, существующая в ДНР, и похожа, и не похожа на украинскую одновременно.

    Для тех, кто на Украине относился бы к первой и частично второй группе плательщиков Единого налога, в непризнанной ДНР существует т.н. патентная система. Работает это просто: уплатив некую фиксированную сумму, предприниматель избавляется от уплаты всех прочих налогов в принципе.

    Выбрать патентную систему налогообложения могут предприниматели, продающие товары на рынках, а также вне их — но только для определённого списка товаров (хлебобулочные изделия, овощи и фрукты, мороженое, безалкогольные напитки, цветы, детские игрушки и т.п.). Кроме того, могут перейти на патентную систему те, кто оказывают населению услуги (автоперевозки, парикмахерские услуги, репетиторство, ремонт одежды, обуви и бытовой техники).

    Предельный объём дохода для выбравших патентную систему предпринимателей не может превышать 1 миллиона рублей в год, или около полумиллиона гривен — то есть, больше, чем для первой группы плательщиков на Украине, но меньше, чем для второй. Кроме того, «патентодержатели» могут привлекать наёмных рабочих (для определённых видов деятельности, как правило — не более трёх человек).

    Стоимость патента также зависит от вида деятельности, однако для большинства из них составляет 510 рублей (около 250 гривен) в месяц.

    Далее следует уже собственно упрощённая система налогообложения в том виде, в котором она реализована в ДНР. Здесь также есть группы плательщиков — только три, а не четыре, как в Украине. Важно отметить, что законодательство ДНР налагает на «упрощенцев» куда меньше ограничений, нежели украинское: к примеру, все группы плательщиков могут работать с юридическими лицами.

    Первая группа — предприниматели, которые имеют не более 1,5 миллиона рублей (около 750 тысяч гривен) годового дохода и не более 10 наёмных работников. Они освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога с продаж, а вместо этого платят единый налог в 2,5% от фактического поступления денежных средств (от «кассы»).

    Вторая группа не имеет ограничений на количество наёмных работников, а её доход ограничен цифрой в 60 миллионов рублей в месяц — т.е. почти 30 миллионами гривен (для сравнения, самая гибкая группа упрощённой системы в Украине предусматривает максимальный доход в 5 миллионов гривен). Плательщики второй группы «упрощенцев» в ДНР платят государству 6% от поступлений денежных средств (для сравнения, 3-я группа Единого налога в Украине платит 5%).

    Правда, есть некоторые ограничения: перейти на вторую группу упрощённой системы могут только производители товаров, работ и услуг, импортёры, а также те, кто продают товары и услуги физлицам для их личных потребностей (не для перепродажи или другого использования в рамках предпринимательской деятельности). К примеру, не могут воспользоваться данной системой различные торговые посредники — оптовые торговые базы и т.п.

    Также не подходит упрощённая система тем, кто торгуют алкоголем и табачными изделиями, топливом, оказывают страховые и финансовые услуги и т.п. Отдельным пунктом запрещена упрощённая система для предприятий в сфере общественного питания — кафе, ресторанов и прочего.

    Предприниматели первой и второй групп плательщиков единого налога также платят социальный взнос в размере 600 рублей, т.е. около 300 гривен в месяц. Для сравнения, в Украине предприниматели первой группы платят 352 гривны ЕСВ в месяц, второй и третьей — 704 гривны.

    Третья группа плательщиков единого налога — структуры, осуществляющие добычу и переработку угля с годовым доходом до 240 миллионов рублей. Для таких предприятий ставка единого налога составляет 3% от оборота — похоже, данная норма введена специально для того, чтобы реализовать малые угольные шахты — артели, или т.н. «копанки».

    В целом, упрощённая система налогообложения в ДНР представляется значительно более гибкой и удобной, нежели существующая на Украине.

  • Основным нормативным актом, который регламентирует организационно-правовые вопросы начисления и взимания налогов в Донецкой Народной Республике, выступает принятый Постановлением Народного Совета Закон «О налоговой системе» от 25.12.2015 года. Данным законом определены принципы и система налогообложения. Кроме того, особенности, касающиеся налогов, могут устанавливаться и другими правовыми или нормативными актами, например, указами Главы ДНР и постановлениями Совета Министров.

    Закон от 25.12.2015 года закрепляет основные понятия, которые имеют отношение к начислению и взысканию налоговых платежей, права и обязанности разных сторон налоговых взаимоотношений, порядок налогового контроля, ответственность налогоплательщиков за совершение правонарушений.

    Важнейшим моментом, зафиксированным вышеназванным Законом, является его главенство относительно иных нормативных документов, которые регламентируют вопросы налогообложения. Все противоречия или возможности различного толкования налогового законодательства засчитываются в пользу налогоплательщика (субъекта, ответственного за взимание налоговых платежей). Нормативно-правовые акты, издаваемые различными органами, которыми вводятся новые платежи или налоги, либо которые увеличивают ставки действующих налоговых платежей не имеют обратной силы. Кроме того, Закон от 25.12.2015 г. запрещает уплату налогов в любой форме, не являющейся денежной. На таможенные платежи данный Закон от 25.12.2015 г. не распространяется, за исключением случаев, которые устанавливаются законодательством.

    Согласно ст. 10 Закона определено, что в Донецкой Народной Республике налоговая система формируется за счет республиканских и местных налогов и платежей.

    Республиканскими выступают следующие:

    — налог на прибыль (общая ставка - 20%);

    — акцизный налог (ставки зависят от вида товара, отнесенного к подакцизной группе);

    — экологический налог (зафиксированы по отравляющим веществам);

    — сбор за операции с некоторыми видами товаров (ставки определяются по некоторым видам товаров и продукции);

    — платеж за использование недр (определяется по группам полезных ископаемых по фиксированным ставкам);

    — плата за специспользование водных ресурсов (устанавливаются в зависимости от водного бассейна и особенностей использования);

    — налог с оборота (1,5 % от выручки);

    — платеж на виноградарство, хмелеводство и садоводство (1% от выручки, связанной с продажей алкоголя, за исключением производителей и импортеров).

    Местные налоги и сборы:

    — подоходный налог (стандартная ставка - 13%, зависит от вида полученного дохода);

    — плата за землю (величина ставки дифференцирована в зависимости от вида земельных участков);

    — упрощенный налог (ставка определяется по трем группам - 2,5%,6% и 3%);

    — плата за патент (по ставкам, зависящим от вида деятельности);

    — сельскохозяйственный налог (ставки по сферам с/х деятельности);

    транспортный налог (размер рассчитывается исходя из мощности двигателя и возраста транспортного средства);

    — сбор за специспользование водных живых ресурсов (ставки зафиксированы за 1 тонну или 1 кг водных ресурсов);

    — плата за проведение операций по обмену валюты (10 тыс. российских рублей в месяц).

    Законом «О налоговой системе» от 25.12.2015 г. также установлена возможность использования в хозяйственной деятельности специальных налоговых режимов , а именно:

    а) упрощенный налог;

    б) применение патента;

    в) сбор за проведение операций по валютному обмену;

    г) сельскохозяйственный налог;

    д) налогообложение хозяйствующих субъектов, которые транспортируют и поставляют природный газ и энергоносители на территорию и по территории Республики (в настоящее время - в общем порядке);

    е) патент на добычу угля (угольной продукции) артелями (ставка — 50000 российских рублей ежемесячно).

    В ДНР хозяйственную деятельность могут вести резиденты и нерезиденты в форме юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Нерезиденты могут осуществлять работу в ДНР исключительно через налоговых агентов. Кроме того, к частному предпринимательству приравнена деятельность адвокатов, нотариусов и арбитражных управляющих. Законом от 25.12.2015 г. закреплена обязательность организации бухгалтерского учета для всех юридических лиц и частных предпринимателей с объемом выручки более 10 млн. рублей и (или) числом наемных работников более 50-ти человек.

    Контролирующие функции в сфере налогообложения закреплены за Министерством доходов и сборов.

    Если у вас возникли вопросы, касающиеся налогообложения, сотрудники юридической фирмы «Контакт» помогут разобраться в этой проблеме и решить ее в максимально сжатые сроки.

    Особенности определения и уплаты налога с оборота определены (с изменениями) (далее - Закон).

    Плательщиками налога с оборота являются юридические лица и физические лица - предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения (т.е. плательщики налога на прибыль).

    Не являются плательщиками налога с оборота :

    Финансовые учреждения, осуществляющие в установленном законодательством порядке, валютно-обменные операции;

    Плательщики сельскохозяйственного налога;

    Неприбыльные организации, учреждения, предприятия - в части полученных доходов, не являющихся объектом налогообложения налога на прибыль;

    Плательщики упрощенного налога;

    Субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу и переработку угля и угольной продукции;

    Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обращения с отходами черных и цветных металлов;

    Субъекты хозяйствования, которые в установленном законодательством порядке получили статус платежного агента (субагента), оператора по приему платежей, осуществляющие на территории Донецкой Народной Республики хозяйственную деятельность по приему платежей от физических лиц при помощи платежных терминалов;

    Предприятия, получающие денежные средства за выполненные работы исключительно из республиканского и/или местного бюджетов Донецкой Народной Республики в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета 150120 «Строительство и развитие сети метрополитенов»;

    Жилищно-коммунальные предприятия государственной или муниципальной формы собственности, предприятия городского авто-, электротранспорта, дорожно-эксплуатационные (содержание дорог), зеленого хозяйства (благоустройства), наружного освещения государственной или муниципальной формы собственности;

    Предприятия государственной формы собственности (доля государственной собственности в которых составляет 75 и более процентов),кроме предприятий, осуществляющих импорт, продажу горюче-смазочных материалов

    Уплата налога с оборота не освобождает плательщика, находящегося на общей системе налогообложения, от уплаты налогов, установленных Законом, в том числе налога на прибыль.

    Объектом налогообложения налогом с оборота (т.е. то, что учитывается для его расчета) является выручка (доход), полученная плательщиком в отчётном периоде, которая для этих целей определяется как совокупность реализованной (отгруженной) продукции, выполненных работ (предоставленных услуг) (независимо от того, были они оплачены или нет) и полученных предоплат (авансов). Объект налогообложения, выраженный в стоимостной форме, будет являться базой для исчисления налога с оборота.

    В случае, если в последующих периодах осуществляется возврат предоплат покупателю или возврат товаров (продукции) от покупателя, база налогообложения уменьшается на сумму таких возвратов в том периоде, в котором они были осуществлены (возвращены).

    налогом с оборота определяется по правилу «первого события», т.е. в пределах отчетного периода дата события, произошедшего ранее →

    дата отгрузки товаров (подтвержденная расходной накладной), а для работ, услуг - дата оформления документа, который свидетельствует о факте поставки работ, услуг плательщиком налога, дата продажи товаров, которая отмечена в отчете комиссионера (агента), в случае продажи товаров по договору комиссии (агентскому договору).

    дата оплаты - дата зачисления денежных средств, на банковский счет плательщика налога или поступление денежных средств в его кассу от покупателя (заказчика), как оплата товаров, работ, услуг, подлежащих поставке, т.е. предоплата (аванс)

    Исключением являются налогоплательщики республиканской или муниципальной форм собственности, которые дату возникновения объекта налогообложения могут рассчитывать также и по кассовому методу (по их выбору).

    Отчетным периодом для начисления налога с оборота является календарный месяц.

    Ставка налога - 1,5 % от объекта налогообложения.

    Отчетность подается ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, уплата н алога с оборота производится ежемесячно в течение 10 календарных дней с момента граничного срока подачи отчетности.

    Подведем итоги:

    Плательщики налога

    юридические лица и физические лица - предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения

    Объект налогообложения

    сумма реализованной (отгруженной) продукции, выполненных работ (предоставленных услуг) и полученных предоплат (авансов) в отчетном периоде

    База налогообложения

    объект налогообложения, выраженный в стоимостной форме

    Уменьшение базы налогообложения

    в случае возврата покупателю полученных предоплат (авансов) либо возврата товаров от покупателя

    Дата возникновения объекта налогообложения

    определяется по правилу «первого события»: дата события, произошедшего ранее → отгрузка либо оплата. Налогоплательщики республиканской или муниципальной форм собственности, по их выбору, могут применять кассовый метод.

    Отчетный период

    календарный месяц

    Ставка налога

    1,5 % от объекта налогообложения

    Срок подачи отчетности

    ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным

    Срок уплаты

    ежемесячно в течение 10 календарных дней с момента граничного срока подачи отчетности

    Пример. В декабре 2016 года предприятие осуществило реализацию товаров на сумму 1 500 000 рос. руб. и получило предоплаты в сумме 250 000 рос. руб.

    В январе 2017 года реализация составила 2 000 000 рос. руб., в том числе в счет предоплаты, полученной в январе на сумму 50 000 рос. руб.

    В феврале 2017 г. объем реализации составил 5 000 000 рос. руб., однако покупатель вернул товар, приобретенный в декабре 2016 г. на сумму 500 000 рос. руб. полученные предоплаты составили 1 000 000 рос. руб., в счет предыдущих предоплат отгружено продукции на 100 000 рос. руб. и возвращена предоплата покупателю на сумму 100 000 рос. руб.

    Налог с оборота в декабре 2016 г., январе - феврале 2017 г. рассчитывается следующим образом.

    Отчетный период

    Реализация в отчетном периоде

    Предоплаты, полученные в отчетном периоде

    Отгрузка в счет предоплат предыдущих отчетных периодов

    Возврат предоплат, полученных в предыдущих отчетных периода

    х

    Возврат товаров от покупателя, реализованных в предыдущих отчетных периодах

    Сумма объекта налогообложения

    (2+3-4-5-6)

    Сумма налога с оборота

    (столбец 7х1,5%)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Декабрь 2016

    1 500 000

    +

    250 000

    -

    -

    1 750 000

    26 250

    Январь 2017

    2 000 000

    +

    -

    50 000

    -

    1 950 000

    29 250

    Февраль 2017

    5 000 000

    +

    1 000 000

    -

    100 000

    -

    100 000

    500 000

    5 300 000

    79 500

    СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

    18 января Главой Республики Александром Захарченко был подписан Закон «О налоговой системе ДНР», призванный установить принципы налогообложения и систему обязательных платежей на территории ДНР.

    Закон стал одним из самых объемных актов Донецкой Народной Республики, что говорит о серьезной работе Народного Совета. Однако невозможно охватить всю информацию в рамках одного выпуска.
    Сегодня мы рассмотрим такие важные части нормативного акта, как «Система налогов и сборов ДНР», а также «Права и обязанности налогоплательщиков».

    Понятие системы налогов и сборов раскрывается в главе 2 статьи 10 закона.
    Система налогов и сборов в Донецкой На-родной Республике формируется республиканскими налогами, местными налогами и сборами.
    Республиканскими налогами, местными на-логами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим законом и обязательны к уплате на всей территории Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено пунктом 10.4 статьи.
    Не могут устанавливаться республиканские налоги, не предусмотренные настоящим законом.
    Настоящим законом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать налоги и сборы, не указанные в статье 11 настоящего закона, определять порядок установления таких налогов и сборов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
    Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, указанных в статье 11 закона.

    Статья 11 устанавливает республиканские и местные налоги, сборы.
    1) налог на прибыль;
    2) акцизный налог;
    3) экологический налог;
    4) сбор за транзит, продажу и вывоз отдельных видов товаров;
    5) плата за использование недр;
    6) сбор за специальное использование воды;
    7) налог с оборота;
    8) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.
    11.2. К местным налогам и сборам относятся:
    1) подоходный налог;
    2) плата за землю;
    3) упрощенный налог;
    4) плата за патент;
    5) сельскохозяйственный налог;
    6) транспортный налог;
    7) сбор за специальное использование рыбных и других водных живых ресурсов;
    8) сбор за осуществление валютно-обменных операций.

    Глава 3 закона определяет плательщиков налогов и сборов, а также их права и обязанности.
    Плательщиками налогов, сборов и других обязательных платежей (далее – налогоплательщики, плательщики) признаются юридические лица, физические лица-предприниматели, налоговые агенты, физические лица, на которых в соответствии с настоящим законом возложена обязанность уплачивать налоги и/или сборы.
    Юридические лица:
    а) юридические лица – резиденты – юридические лица, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Донецкой Народной Республики;
    б) юридические лица – нерезиденты – незарегистрированные юридические лица, осуществляющие и/или не осуществляющие деятельность на территории Донецкой Народной Республики.
    В случаях, предусмотренных законом, налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица.
    Физическими лицами – предпринимателями являются:
    а) физические лица – резиденты, зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Донецкой Народной Республики.
    б) физические лица – предприниматели – нерезиденты, незарегистрированные физические лица, осуществляющие и/или не осуществляющие деятельность на территории Донецкой Народной Республики.
    Для целей налогообложения физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие) приравниваются к физическим лицам – предпринимателям.
    Деятельность юридических лиц – нерезидентов, физических лиц – предпринимателей – нерезидентов на территории Донецкой Народной Республики допускается только через налогового агента (юридическое, физическое лицо – предприниматель, зарегистрированные в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики).

    Статьи 16–17 устанавливают права и обязанности налогоплательщиков.
    Права налогоплательщиков.
    Налогоплательщики имеют право:
    1) получать по месту регистрации от органов доходов и сборов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогообложении и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
    2) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогообложении;
    3) получать отсрочку, рассрочку в порядке и на условиях, установленных законом, нормативными правовыми актами Совета Министров, Главы Донецкой Народной Республики;
    4) на зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, штрафных (финансовых) санкций;

    7) получать копии документов, составленных по результатам налоговых проверок и решений органов доходов и сборов, а также уведомления и требования об уплате налогов и сборов;
    8) требовать от должностных лиц органов доходов и сборов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогообложении при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
    9) обжаловать в установленном порядке решения органов доходов и сборов, действия (бездействие) их должностных лиц;
    10) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов органов доходов сборов в случаях, предусмотренных настоящим законом;
    11) получать от Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики, объединенных республиканских налоговых инспекций в городах, районах в городах, республиканских налоговых инспекций в городах, районах в городах письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
    12) на осуществление совместной с органами доходов и сборов сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
    13) не выполнять неправомерные акты и требования органов доходов и сборов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему закону или другим законам, нормативным правовым актам Совета Министров, Главы Донецкой Народной Республики;
    14) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
    15) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями органов доходов и сборов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
    16.2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим законом и другими актами законодательства о налогообложении.
    16.3. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.
    Обязанности налогоплательщиков.
    Налогоплательщики обязаны:


    5) предоставлять в органы доходов и сборов, их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим законом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
    7) выполнять законные требования органа доходов и сборов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогообложении, а также не препятствовать законным действиям должностных лиц органов доходов и сборов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
    9) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогообложении.
    Налоговые агенты юридического лица – нерезидента, физического лица – предпринимателя – нерезидента, кроме обязанностей, предусмотренных пунктом 17.1 этой статьи, обязаны:
    1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых юридическим лицам – нерезидентам, физическим лицам – предпринимателям – нерезидентам, и перечислять налоги и сборы, предусмотренные настоящим законом, в бюджеты Донецкой Народной Республики в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков;
    2) вести учет начисленных и выплаченных юридическому лицу – нерезиденту, физическому лицу – предпринимателю – нерезиденту доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджеты Донецкой Народной Республики, в том числе по каждому юридическому лицу – нерезиденту, физическому лицу – предпринимателю – нерезиденту;
    3) в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим законом, представлять в органы доходов и сборов по месту регистрации документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов;
    4) в течение трех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов.
    Юридические лица, кроме обязанностей, предусмотренных пунктами 17.1, 17.2 статьи, обязаны в течение 15 рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) открыть расчетный или другой счет в Центральном республиканском банке Донецкой Народной Республики (или его отделении).
    Физические лица – предприниматели, годовой объем валового дохода от хозяйственной деятельности которых составляет свыше 10 000 000 российских рублей, кроме обязанностей, предусмотренных пунктами 17.1, 17.2 статьи, обязаны в течение 15 календарных дней со дня подачи налоговой отчетности, в которой задекларирована указанная сумма валового дохода, открыть расчетный или другой счет в Центральном республиканском банке Донецкой Народной Республики (или его отделении).
    Налогоплательщики, помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 17.1–17.4 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в орган доходов и сборов по месту регистрации:
    1) об открытии или о закрытии счетов в банках – в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов;
    2) о реорганизации или ликвидации – в течение трех дней со дня принятия такого решения.
    За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законами, нормативными правовыми актами Совета Министров, Главы Донецкой Народной Республики.

    В следующих выпусках мы рассмотрим другие важные элементы Закона ДНР «О налоговой системе».

    Налоговая система ДНР

    Налоговая система — это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, действующие в установленном законом порядке. Сущность, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, является исключительным правом государства исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.

    В то же время налоговая система Украины характеризуется рядом особенностей, отличающих ее от налоговых систем развитых стран. К ним относятся:

    — Существование двух подсистем налогообложения;

    — Стандартная и упрощенная, что нарушает целостность налоговой системы;

    — Значительная неравномерность распределения налогового бремени в результате масштабного уклонения от уплаты налогов и наличия налоговых льгот;

    — Высокий уровень налоговой задолженности.

    Обязанности и ответственность в системе налогообложения обусловлены также действием двух взаимосвязанных принципов системы — стабильности и гибкости.

    Принцип стабильности системы означает, что она должна носить устойчивый характер при определении нормативных ставок налогов и порядка исчисления налоговых платежей в бюджет, финансовых санкций и др. Соблюдение этого принципа является одним из главных условий создания в стране в целом и в каждом регионе отдельно обстановки общей экономической стабильности, повышения эффективности производственной и финансовой деятельности и тому подобное.

    Принцип гибкости обеспечивается наличием комплекса налоговых льгот, устанавливает полное или частичное освобождение юридических или физических от обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей, что, в очередь, создает предварительные условия для развития наиболее необходимых приоритетных для общества направлений деятельности субъектов ‘ ведения хозяйства. Гибкость налоговой системы в условиях рыночных отношений выступает необходимой предпосылкой для активного использования всех налоговых инструментов в целях экономического и правового регулирования социальных процессов, стимулирования развития производства и др.

    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме этого сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

    Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

    Оказывая влияние на экономику, государство, как правило, преследует следующие основные цели:

    Достижение постоянного устойчивого экономического роста;

    Обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

    Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

    Обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

    Создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь, пенсионеров, инвалидов, многодетных;

    Обеспечение равновесия во внешнеэкономической деятельности.

    Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике государства.

    Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство.

    Налоговое законодательство основывается на следующих принципах:

    всеобщность налогообложения — каждое лицо обязано уплачивать установленные настоящим Кодексом, законами по вопросам таможенного дела налоги и сборы, плательщиком которых она соответствии с положениями настоящего Кодекса;

    равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала;

    неотвратимость наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства ;

    презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа;

    фискальная достаточность — установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями;

    социальная справедливость — установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков;

    экономичность налогообложения — установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование;

    нейтральность налогообложения — установление налогов и сборов способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика;

    стабильность — изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года;

    равномерность и удобство уплаты — установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками;

    единый подход к установлению налогов и сборов — определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога.

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

    «УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ»

    1.1. Система налогообложения в ДНР

    1.2. Общие условия установления налогов и сборов

    1.3. Права и обязанности налогоплательщиков

    1.4. Администрирование налогов и сборов

    1.1. Система налогообложения в ДНР

    В соответствии с п. 1 ст. 12 проекта Положения о налоговой системе Донецкой Народной Республики (далее – ПНС или Положение) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков налогов в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности Донецкой Народной Республики. Сбором (платой, взносом) является обязательный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в интересах таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий (п. 2 ст. 12 ПНС).

    Налоги являются одним из основных инструментов перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании единого экономического пространства государства, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами. Поэтому в основу классификации налогов, прежде всего, положен признак бюджетного устройства государства. В зависимости от этого налоги подразделяются на республиканские и местные. Данное разделение используется в налоговых системах многих стран мира и устанавливает в законодательном порядке перечень указанных налогов или механизм распределения бюджетных средств между бюджетами различных уровней.

    Совокупность республиканских и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке, составляет налоговую систему ДНР (п. 3 ст. 12 ПНС) (табл. 1.1 и 1.2). Другие налоги и сборы, не предусмотренные ПНС, уплате не подлежат.

    Большинство представленных в табл. 1.1 и 1.2 налогов и сборов взимается в общем порядке, но для некоторых из них установлен специальный налоговый режим , то есть особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

    К специальным налоговым режимам относятся (ст. 14 ПНС):

    1) патентная система налогообложения;

    2) упрощенная система налогообложения;

    3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    4) система налогообложения предприятий налогом на вмененный доход.

    Общая характеристика налоговой системы ДНР 2016

    Основным нормативным актом, который регламентирует организационно-правовые вопросы начисления и взимания налогов в Донецкой Народной Республике, выступает принятый Постановлением Народного Совета Закон «О налоговой системе» от 25.12.2015 года. Данным законом определены принципы и система налогообложения. Кроме того, особенности, касающиеся налогов, могут устанавливаться и другими правовыми или нормативными актами, например, указами Главы ДНР и постановлениями Совета Министров.

    Закон от 25.12.2015 года закрепляет основные понятия, которые имеют отношение к начислению и взысканию налоговых платежей, права и обязанности разных сторон налоговых взаимоотношений, порядок налогового контроля, ответственность налогоплательщиков за совершение правонарушений.

    Важнейшим моментом, зафиксированным вышеназванным Законом, является его главенство относительно иных нормативных документов, которые регламентируют вопросы налогообложения. Все противоречия или возможности различного толкования налогового законодательства засчитываются в пользу налогоплательщика (субъекта, ответственного за взимание налоговых платежей). Нормативно-правовые акты, издаваемые различными органами, которыми вводятся новые платежи или налоги, либо которые увеличивают ставки действующих налоговых платежей не имеют обратной силы. Кроме того, Закон от 25.12.2015 г. запрещает уплату налогов в любой форме, не являющейся денежной. На таможенные платежи данный Закон от 25.12.2015 г. не распространяется, за исключением случаев, которые устанавливаются законодательством.

    Согласно ст. 10 Закона определено, что в Донецкой Народной Республике налоговая система формируется за счет республиканских и местных налогов и платежей.

    Республиканскими выступают следующие:

    Налог на прибыль (общая ставка - 20%);

    Акцизный налог (ставки зависят от вида товара, отнесенного к подакцизной группе);

    Экологический налог (зафиксированы по отравляющим веществам);

    Сбор за операции с некоторыми видами товаров (ставки определяются по некоторым видам товаров и продукции);

    Платеж за использование недр (определяется по группам полезных ископаемых по фиксированным ставкам);

    Плата за специспользование водных ресурсов (устанавливаются в зависимости от водного бассейна и особенностей использования);

    Налог с оборота (1,5 % от выручки);

    Платеж на виноградарство, хмелеводство и садоводство (1% от выручки, связанной с продажей алкоголя, за исключением производителей и импортеров).

    Местные налоги и сборы:

    Подоходный налог (стандартная ставка - 13%, зависит от вида полученного дохода);

    Плата за землю (величина ставки дифференцирована в зависимости от вида земельных участков);

    Упрощенный налог (ставка определяется по трем группам - 2,5%,6% и 3%);

    Плата за патент (по ставкам, зависящим от вида деятельности);

    Сельскохозяйственный налог (ставки по сферам с/х деятельности);

    Транспортный налог (размер рассчитывается исходя из мощности двигателя и возраста транспортного средства);

    Сбор за специспользование водных живых ресурсов (ставки зафиксированы за 1 тонну или 1 кг водных ресурсов);

    Плата за проведение операций по обмену валюты (10 тыс. российских рублей в месяц).

    Законом «О налоговой системе» от 25.12.2015 г. также установлена возможность использования в хозяйственной деятельности специальных налоговых режимов , а именно:

    а) упрощенный налог;

    б) применение патента;

    в) сбор за проведение операций по валютному обмену;

    г) сельскохозяйственный налог;

    д) налогообложение хозяйствующих субъектов, которые транспортируют и поставляют природный газ и энергоносители на территорию и по территории Республики (в настоящее время - в общем порядке);

    е) патент на добычу угля (угольной продукции) артелями (ставка - 50000 российских рублей ежемесячно).

    В ДНР хозяйственную деятельность могут вести резиденты и нерезиденты в форме юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Нерезиденты могут осуществлять работу в ДНР исключительно через налоговых агентов. Кроме того, к частному предпринимательству приравнена деятельность адвокатов, нотариусов и арбитражных управляющих. Законом от 25.12.2015 г. закреплена обязательность организации бухгалтерского учета для всех юридических лиц и частных предпринимателей с объемом выручки более 10 млн. рублей и (или) числом наемных работников более 50-ти человек.

    Контролирующие функции в сфере налогообложения закреплены за Министерством доходов и сборов.

    Если у вас возникли вопросы, касающиеся налогообложения, сотрудники юридической фирмы «Контакт» помогут разобраться в этой проблеме и решить ее в максимально сжатые сроки.
    Google

    www.registraciya.dn.ua

    Налоговый закон: читаем по статьям

    В связи с вступлением в силу Закона ДНР «О налоговой системе»

    вносятся изменения в некоторые нормативные правовые акты Республики. В частности, изменения коснулись Закона Донецкой Народной Республики «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», согласно которым часть 2 статьи 3 изложена в новой редакции: «Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Нормы гражданского, налогового и иных видов законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность физических лиц, распространяются на адвокатов в пределах, установленных действующим законодательством ДНР».

    Согласно статье 11 Закона налоги и сборы разделяются на республиканские и местные.

    К республиканским налогам и сборам относятся:

  • налог на прибыль,
  • акцизный налог,
  • экологический налог,
  • сбор за транзит, продажу и вывоз отдельных видов товаров,
  • плата за использование недр,
  • сбор за специальное использование воды,
  • налог с оборота,
  • сбор на развитие виноградарства,
  • садоводства и хмелеводства.
  • К местным налогам и сборам относятся:

    • подоходный налог,
    • плата за землю,
    • упрощенный налог,
    • плата за патент,
    • сельскохозяйственный налог,
    • транспортный налог,
    • сбор за специальное использование рыбных и других водных живых ресурсов,
    • сбор за осуществление валютно-обменных операций.
    • Статьей 16 Закона ДНР «О налоговой системе» определены права налогоплательщиков. Налогоплательщики имеют право:

      1) получать по месту регистрации от органов доходов и сборов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогообложении и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

      2) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогообложении;

      3) получать отсрочку, рассрочку в порядке и на условиях, установленных законом, нормативными правовыми актами;

      4) на зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, штрафных (финансовых) санкций;

      5) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогообложении, лично либо через своего представителя;

      6) присутствовать при проведении налоговых проверок;

      7) получать копии документов, составленных по результатам налоговых проверок и решений органов доходов и сборов, а также уведомления и требования об уплате налогов и сборов;

      8) требовать от должностных лиц органов доходов и сборов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогообложении при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

      9) обжаловать в установленном порядке решения органов доходов и сборов, действия (бездействие) их должностных лиц;

      10) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов органов доходов сборов в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

      11) получать от Министерства доходов и сборов ДНР, объединенных республиканских налоговых инспекций в городах, районах в городах, республиканских налоговых инспекций в городах, районах в городах письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

      12) на осуществление совместной с органами доходов и сборов сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

      13) не выполнять неправомерные акты и требования органов доходов и сборов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Закону или другим законам, нормативным правовым актам Совета министров, Главы ДНР;

      14) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

      15) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями органов доходов и сборов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

      Согласно статье 17 закона налогоплательщики обязаны:

      1) уплачивать законно установленные налоги и сборы;

      2) становиться на учет в органах доходов и сборов по месту регистрации;

      3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении;

      4) подавать в установленном порядке в орган доходов и сборов по месту регистрации налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении;

      5) предоставлять в органы доходов и сборов, их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

      6) предоставлять органам доходов и сборов, их должностным лицам пояснения по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также по вопросам, возникающим в ходе проведения налоговых проверок;

      7) выполнять законные требования органа доходов и сборов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогообложении, а также не препятствовать законным действиям должностных лиц органов доходов и сборов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

      8) в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и сборов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов в случаях, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении, а также уплату (удержание) налогов и сборов;

      9) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогообложении. Также юридические лица обязаны в течение 15 рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) открыть расчетный или другой счет в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики (или его отделении).

      Физические лица-предприниматели, годовой объем валового дохода от хозяйственной деятельности которых составляет свыше 10 000 000 российских рублей, обязаны в течение 15 календарных дней со дня подачи налоговой отчетности, в которой задекларирована указанная сумма валового дохода, открыть расчетный или другой счет в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики (или его отделении).