Регулирование валютного курса осуществляется министерством финансов, центральным банком или специально созданными органами валютного контроля и представляет собой совокупность мер, включающих:

  • § дисконтную политику - изменение учетной ставки центрального банка, что ведет к изменению притока иностранного капитала в страну. Если ставка растет, то улучшается платежный баланс и повышается курс национальной валюты;
  • § девизную политику -- влияние центрального банка на курс национальной валюты путем купли-продажи на валютном рынке иностранных валют. Покупая иностранные валюты за национальную, центральный банк увеличивает спрос на них и тем самым добивается снижения курса национальной валюты;
  • § валютные интервенции;

Официальное изменение курса национальной денежной единицы через:

  • § девальвацию - официальное снижение курса денежной единицы, дающее известные преимущества экспортерам страны, которые при обмене валютной выручки получают больше национальных денежных единиц;
  • § валютный демпинг - экспорт товаров по ценам ниже мировых нормальных цен, связанный с отставанием при инфляции падения покупательной способности денег от падения курса инфляционной валюты, в результате чего у экспортера появляется добавочная прибыль и за счет нее осуществляется понижение цен на экспортные товары;
  • § ревальвация - повышение официального курса национальной денежной единицы к иностранным валютам (сдерживает развитие экспорта: удорожает его и удешевляет импорт).

Рыночное регулирование международных валютных отношений предполагает свободное формирование на валютном рынке спроса и предложения валют и в соответствии с этим установление их курсовых отношений. Однако на практике такого свободного рынка не существует, поскольку государство вмешивается в валютные отношения. Поэтому рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Среди различных форм государственного регулирования важнейшее место занимают валютные ограничения - системы экономических, организационных, правовых мер, регламентирующих операции с национальной и иностранными валютами.

Теория абсолютного паритета покупательной способности утверждает, что обменный курс между валютами двух стран равен соотношению уровней цен в этих странах

Существует теория паритета покупательной способности (ППС) как основы соотношения обмена 2-х валют, которая связывает динамику валютного курса с изменением соотношения цен в соответствующих странах.

где R - валютный курс; P1, P2 - уровни цен в рассматриваемых странах.

Теория построена на предположении, что международная торговля сглаживает разницу в движении цен основных товаров; такие товары должны иметь во всех странах приблизительно одинаковые цены, исчисленные в одной и той же валюте. Если на международных рынка возможна деятельность перекупщиков, то доллар (рубль, франк) должен обладать одинаковой покупательной способностью во всех странах.

ППС есть результат сопоставления количества тех благ, которые можно приобрести на национальных рынках стран, чьи валюты сравниваются. Объективность сравнения может быть достигнута при использовании большого числа товаров и услуг, входящих в условную потребительскую корзину 2-х стран.

Если в России такая корзина стоит 2800 руб., а в США - 100 $, то цена 1 $ = 2800/ 100 = 28 руб. Если же в России цены вырастут в 2 раза, то обменный курс доллара к рублю удвоится (56 руб.).

ППС дает ориентир для установления валютных курсов. Дело в том, что последние могут колебаться под влиянием множества причин, отклоняясь от ППС.

При падении курса национальной валюты в выигрыше оказываются экспортеры, а при повышении курса - импортеры.

Действия правительства, влияющие на валютный курс, делят на меры прямого и косвенного регулирования.

Меры прямого регулирования дают быстрый и ощутимый эффект.

  • 1. Политика учетной ставки. Повышая учетную ставку (процент по кредитам, предоставленным ЦБ коммерческим банкам, или дисконт при учете их векселей), ЦБ прямо воздействует на повышение обменного курса валюты. Ведь при высоком проценте КБ меньше берут кредитов и меньше покупают инвалюты. Снижение спроса на инвалюту приводит к росту курса национальной валюты. Если же учетная ставка понижается, то обменный курс падает.
  • 2. Валютные интервенции - это целевые операции по купле или продаже инвалюты для ограничения динамики курса национальной валюты.. Если ЦБ покупает валюту своей страны (продает инвалюту) на валютных рынках, то это приводит к увеличению ее курса (растет спрос при неизменном предложении). И наоборот.
  • 3. Девальвация (снижение курса своей валюты) и ревальвация (повышение курса).

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики. Если ЦБ проводит мероприятия, направленные на снижение инфляции в экономике, то это приведет к стабилизации обменного курса.

При ужесточении денежно-кредитной политики ограничивается рост денежной массы, сокращается предложение национальной валюты, что ведет к повышению ее курса. Смягчение денежно-кредитной политики создает тенденции к повышению курса национальной валюты.

Ужесточение налоговой политики в целом, и особенно по отношению к нерезидентам, ведет к падению курса национальной валюты.

Курс инвалюты по отношению к национальной повысится, если:

  • 1. Увеличится денежная масса в данной стране.
  • 2. Уменьшится денежная масса в другой стране.
  • 3. Повысится ВВП в данной стране.
  • 4. Понизится ВВП в другой стране.
  • 5. Понизятся процентные ставки в данной стране.
  • 6. Повысятся процентные ставки в другой стране.
  • 7. Повысятся ожидаемые темпы инфляции в данной стране.
  • 8. Понизятся ожидаемые темпы инфляции в другой стране.
  • 9. Повысится отрицательное сальдо торгового баланса данной страны.

Действия правительства, влияющие на валютный курс, принято делить на меры «косвенного» и «прямого» регулирования.

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка (ЦБ) страны. Если, например, ЦБ осуществляет мероприятие, направленное на снижение инфляции в национальной экономике, то это непременно скажется и на обменном курсе национальной валюты: при снижении инфляции (и прочих равных условиях) обменный курс стабилизируется. Таким образом, снижая инфляцию, ЦБ оказывает косвенное влияние и на обменный курс.

Однако более быстрый и ощутимый эффект дают меры прямого регулирования валютного курса. К ним прежде всего относятся политика учетной ставки ЦБ и валютные интер-венции на внешних валютных рынках. Повышая учетную ставку (т. е. процент, который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им кредит), ЦБ прямо воздействует на обменный курс национальной валюты в сторону его повышения. Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса на валюту ведет к повышению обменного курса национальной валюты.

Проводя валютную интервенцию, ЦБ продает (или покупает) валюту своей страны на внешних валютных рынках: продажа способствует снижению обменного курса, а покупка - повышению. Подобные меры прямого регулирования Федеральная резервная система (Центробанк США) активно применяла для преодоления падения курса доллара в конце 70-х начале 80-х годов. План поддержки доллара включал повышение банковской учетной ставки и широкомасштабную валютную интервенцию. Реализация этого плана позволила сначала приостановить падение курса доллара, а в 80-х годах курс стал даже расти, достигнув максимальной величины в 1985 году. Стоит отметить, что такое повышение курса доллара оказалось возможным только в условиях жесткой денежно-кредитной политики, которую последовательно проводило правительство Р. Рейгана. Главным направлением этой политики явилось всемерное сокращение государственных расходов. Отступление от этого курса во второй половине 80-х годов вновь привело к постепенному снижению курса доллара.

Еще одним прямым методом регулирования валютного курса является «девальвация» (или «ревальвация») национальной валюты. Девальвация направлена на снижение курса своей валюты, а ревальвация на его повышение (до отмены золотого стандарта девальвация означала официальное снижение золотого содержания валюты, ревальвация - повышение). В наше время девальвация осуществляется путем снижения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, о котором объявляет законодательный орган страны. Ревальвация также осуществляется как законодательное повышение валютного курса. Влияние этих мер на разные сферы экономики весьма противоречиво. Например, девальвация по своим экономическим последствиям невыгодна, так как приводит к уменьшению выручки в национальной валюте, но позволяет получить дополнительные выгоды импортерам и кредиторам, предоставляющим капиталы иностранным заемщикам.

Как и во всех сферах мировых экономических отношений, в сфере валютного регулирования государство вынуждено маневрировать между либерализмом (полной экономической свободой) и разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде. Государство, например, может запретить национальным экспортерам продавать вырученную валюту на рынке и обязать сдавать в обмен на национальную по официальному курсу. Таким способом государство формирует свои валютные резервы, которые затем использует для оплаты международных обязательств, для валютных интервенций, хранит в резерве, и т. д. Валютные ограничения определяют степень обратимости (конвертируемости) валюты.

Режим или порядок конвертируемости (обратимости) национальной валюты очень важен. Он определяет условия включения национальной экономики в мировую, возможности использования преимуществ международного разделения труда, перемещения капиталов в страну и из страны. Режим обратимости определяет три разновидности валют: «свободно конвертируемую валюту» (СКВ), «частично конвертируемую» и «неконвертируемую» .

Частично конвертируемая валюта обладает признаком внутренней или внешней обратимости. Внутренняя обратимость означает, что граждане и юридические лица данной страны могут без ограничений покупать иностранную валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с зарубежными партнерами. При внешней обратимости свободный обмен любых валют на национальную валюту действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц.

Полная конвертируемость включает внутреннююи внешнюю. Таким признаком обладают очень многие валюты в мире. Из них только пять-шесть считаются свободно используемыми в том смысле, что они в полном объеме выполняют функцию мировых денег. В этих валютах осуществляются все операции по международным расчетам и платежам. К свобод-но используемым валютам относятся - доллар США, марка ФРГ, японская иена, английский фунт стерлингов, швейцарский франк, канадский доллар. Причем основная доля международных платежей (около 70 %) осуществляется с помощью доллара США. Таким образом, американская валюта сохраняет свои ведущие позиции, несмотря на крах «бреттонвудсской» системы.

Неконвертируемыми являются валюты тех стран, где применяются жесткие запреты и ограничения по ввозу, обмену, продажам и покупкам национальной или иностранной валюты. Большинство развивающихся стран, бывшие социалистические страны, Россия и почти все государства СНГ имеют неконвертируемую валюту. Однако, коль скоро та или иная страна движется к рыночному типу хозяйствования и намерена включиться в мировую экономику, переход к конвертируемости национальной валюты неизбежен. Следует помнить, что это - не техническая операция. Она влечет за собой многочисленные экономические последствия, в том числе и негативные, для слаборазвитых, кризисных, отсталых экономик. А поэтому переход к конвертируемости должен осуществляться постепенно, параллельно со структурной перестройкой экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности с производимыми на мировом рынке товарами.

Валютная политика - это один из главных сегментов экономическойивнешнеэкономической политикигосударства/группы (союза) государств. В Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» .

62. платежный баланс - это статистическая система, в которой отражаются все внешнеэкономические операции между экономикой данной страны и экономикой других стран, произошедшие в течение определенного периода времени (месяц, квартал или год).

Платежный баланс представляет собой отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период (обычно квартал и год). В свою очередь, резидент - это [[экономический агент, имеющий постоянное местопребывание в стране.

На состояние платежного баланса влияет ряд факторов. 1. Неравномерность экономического и политического развития капитализма. В эпоху империализма усиливается борьба монополий за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала. Научно-техническая революция, рост механизации и интенсификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, нефтью, энергоресурсами. В географии товарных потоков наметился сдвиг в сторону расширения обмена между промышленно развитыми капиталистическими странами при сокращении удельного веса развивающихся стран в их внешней торговле. Это обостряет межимпериалистическую конкуренцию. 2. Рост заграничных государственных расходов. Развитие государственно-монополистического капитализма обусловливает постоянное увеличение этих расходов. Буржуазные государства, сосредоточив в своих руках возрастающую часть национального дохода, используют его для укрепления позиций финансового капитала и борьбы за сохранение мировых позиций капитализма. Внешние правительственные расходы преследуют разнообразные экономические и политические цели. Их объединяет экспансионистский характер. 3. Милитаризация экономики и гонка вооружений. Основная масса государственных расходов за границей предназначена на военные цели (в США - до 80%), содержание войск и баз в различных районах мира. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно использовать для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Одновременно программа вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров и многих видов сырья (нефть, каучук, цветные металлы) сверх нормальных потребностей мирного времени. Постоянной и крупной статьей платежного баланса большинства империалистических государств стали заграничные военные расходы в связи с содержанием военных баз и вооруженных сил а рубежом и ведением войн против национально-освободительного Движения. Громадных размеров достигли внешние военные расходы США (в среднем ежегодно 3,2 млрд. долл.) и субсидии (1,8 млрд. долл.) странам, находящимся в той или иной степени зависимости от главной империалистической державы. Содержание войск только в Западной Европе вызвало расходы по платежному балансу США в размере 1,5 млрд. долл. в год. С целью компенсации этих расходов США заключили соглашения со странами - членами НАТО и Японией об их валютном возмещении, что явилось дополнительным источником межимпериалистических противоречий. Создание военных блоков под эгидой США после второй мировой войны привело к росту заграничных военных расходов стран Западной Европы и ухудшению состояния их платежных балансов. 4. Расширение масштабов вывоза капитала. В условиях империализма вывоз капитала стал типичной формой международных экономических связей. Двойственное влияние вывоза капитала на платежный баланс страны-экспортера заключается в том, что, с одной стороны, он образует его пассив, но, с другой стороны, служит базой для притока в страну процентов и дивидендов через определенный промежуток времени. Одним из факторов ухудшения платежного баланса США в 1960 и начале 70-х годов явился вывоз капиталов в крупном масштабе. Если в 1913 г. американские капиталовложения за рубежом составили 44 млрд. долл., в 1938 г.- 53 млрд., то в 1957 г. - 101 млрд., в 1974 г.- 118,6 млрд. долл. Однако приток прибылей от заграничных инвестиций начал обгонять новый вывоз капитала. Перевод прибылей в США только от их прямых заграничных инвестиций за 1946-1970 гг. достиг 77 млрд. долл., или на 60% больше вывоза прямых инвестиций, за 1971 -1973 гг. - 24,7 млрд. долл., т. е. на 280% больше прямых заграничных инвестиций за этот период. Приток иностранных капиталов оказывает двоякое влияние и на платежный баланс страны-импортера: вначале увеличиваются поступления, но с наступлением сроков платежей страны-должники вынуждены уплачивать сумму долга, а также проценты и дивиденды. Иностранные капиталы оказывают положительное влияние на платежный баланс страны-должника при условии их самоокупаемости, если использование капиталов приносит доходы, часть которых пойдет на оплату займа и процентов. Они также могут способствовать уменьшению товарного импорта страны-должника. 5. Изменения в условиях международной торговли. На состояние платежного баланса влияют соотношение между экспортом и импортом товаров, цены, разрыв в сроках международных расчетов. Продажа товаров в кредит, особенно на длительный срок, ведет к росту экспорта. Она отражается в торговой статистике, но не влечет немедленного поступления иностранной валюты. Рост удельного веса машин и оборудования во внешней торговле, которые обычно поставляются в кредит, еще более нарушает связь между торговым балансом и движением валютных поступлений. Валютный кризис ухудшает условия мировой торговли. В ожидании девальвации происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, так как они проигрывают на снижении курса национальной валюты, затрачивая большие суммы на приобретение подорожавшей иностранной валюты. Экспортеры, напротив, задерживают получение или перевод вырученной иностранной валюты. Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны. 6. Инфляция. Обесценение денег отрицательно влияет на платежный баланс, так как повышение цен снижает конкурентоспособность национальных фирм, затрудняет экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу. Платежный баланс империалистических и развивающихся стран. Капиталистические страны делятся на горстку промышлен-но развитых стран, которые господствуют на рынках товаров и капиталов, и большинство экономически отсталых развивающихся государств. Это определяет резкую дифференциацию их платежных балансов. В платежных балансах империалистических держав проценты и дивиденды по заграничным капиталовложениям служат крупной доходной статьей (например, в США в 1975 г. 52.2 млрд. долл.). Напротив, молодые государства несут значительные расходы по иностранным инвестициям и кредитам, что усугубляет тяжелое состояние их платежных балансов. Традиционным фактором, ухудшавшим платежные балансы экономически отсталых стран, долгое время служил неэквивалентный обмен с империалистическими державами по внешней торговле. Этот экономический механизм ограбления угнетаемых народов заключался в завышении цен на товары промышленно развитых стран и занижении цен на сырье и продовольствие, вывозимые из колониальных и зависимых стран. Борьба молодых государств за экономическую независимость сопровождалась ломкой колониальной структуры цен, которая проявилась в повышении цен на нефть, энергоресурсы и некоторые виды сырья с конца 1973 г. Это вызвала ухудшение платежных балансов ряда промышленно развитых стран-импортеров нефти и улучшение платежных балансов нефтедобывающих развивающихся стран. Валютные доходы членов Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) превышали 100 млрд. долл. ежегодно в 1974-1976 гг., а их официальные золотовалютные резервы в конце 1975 г. достигли 58 млрд. долл. Однако состояние платежных балансов большинства развивающихся стран продолжает ухудшаться, что связано с экспортными трудностями, огромными потребностями в импорте машин, оборудования, знергоресурсов для развития экономики, а в отдельных странах - и продовольствия при неблагоприятном состоянии сельского хозяйства. В 60-х годах дефицит торгового баланса развивающихся стран превысил млрд. долл., в 70-х годах - 25-30 млрд. долл. (исключая нефтедобывающие. Растущая внешняя задолженность вызывает огромные ежегодные платежи развивающихся стран.

Методы государственного регулирования платежного баланса Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Для покрытия дефицита платежного баланса в стране проводятся меры, направленные на стимулирование экспорта, сдерживание импорта, привлечение иностранных инвестиций, ограничение вывоза капиталов. Среди мер государственного воздействия на выравнивание платежного баланса страны можно назвать: 1) усиление прямого государственного контроля за внешнеэкономическими операциями: протекционистское повышение импортных таможенных пошлин, запрет или ограничение вывоза за рубеж капитала, сокращение безвозмездной помощи другим странам, создание благоприятного для зарубежных инвестиций климата внутри страны, привлечение иностранных кредитов и помощи, субсидирование национальных экспортеров; 2) понижение курса национальной валюты вплоть до ее девальвации, что своим прямым следствием имеет резкое сокращение импорта и стимулирование экспорта; 3) повышение учетной ставки Центрального банка, что может стимулировать приток капиталов из стран с более низкой учетной ставкой, сдерживать отток национальных капиталов за рубеж, способствовать повышению валютного курса; 4) введение или усиление валютного контроля: блокирование или введение обязательной продажи части валютной выручки экспортеров, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках; 5) диверсификация валютных резервов путем включения в из состав разных валют, продажа нестабильных валют и покупка более устойчивых с целью обеспечения платежно-расчетных операций. При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерно активного сальдо. Для этого применяют меры, противоположные вышеописанным, в целях расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, услуг, капиталов.

63. Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйст-венных механизмов, принимающий форму межгосударствен-ных соглашений и согласованно регулируемый межгосудар-ственными органами. Предпосылками интеграции являются следующие: ® близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран; ® географическая близость, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей; ® общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д.; ® демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны; ® «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают трудности, связанные с пе-реориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Страны, оставшиеся за пределами интеграции, хотят подключиться к интеграционным процессам из-за опасения остаться за его пределами. К целям интеграции относятся следующие: ® использование преимуществ экономики масштаба. Интеграция способна обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечение других преимуществ на основе теории экономики масштаба; ® создание благоприятной внешнеполитической среды; ® решение задач торговой политики. Региональная интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО; ® содействие структурной перестройке экономики; ® поддержка молодых отраслей национальной промышленности.

Подлежит регулированию со стороны государства. Регулирование валютного курса происходит министерством финансов, посредством центральным банком и с помощью специально созданных органов валютного контроля.

Регулирование валютного курса - комплекс мер, который включает:

  • девизную политику – то есть воздействие на курс национальной валюты с помощью сделок по покупке и продаже на иностранной валюты. В процессе приобретения иностранной валюты за национальные денежные средства центральный банк увеличивает спрос на иностранные деньги и добивается снижения курса национальной валюты;

  • дисконтная политика – изменение ставки центрального банка, что приводит к изменениям притока иностранного капитала в страну. Когда ставка увеличивается, улучшается и состояние баланса страны, и повышается курс ее национальной валюты;

  • валютные интервенции.

Государственное регулирование валютного курса.

Воздействие на колебания валютного курса через государственные рычаги происходит через некоторые инструменты:
  • девальвацию – снижение курса денежной единицы на официальном уровне, которое дает преимущества экспортерам страны, то есть при операциях обмена валют они имеют больше национальных денежных знаков;

  • валютный демпинг – вывоз товаров по ценам ниже мировых; этот процесс может быть связан с отставанием падения покупательной способности денег от ухудшения курса инфляционной валюты – экспортер получает добавочную прибыль за счет понижения стоимости экспортных товаров;

  • ревальвация – повышение курса национальной денежной единицы к иностранным валютам.

На предполагается, что валюты будут регулироваться самостоятельно под влиянием спроса и предложения и установления в связи с этим их курсового соотношения. Однако на практике государственное и рыночное регулирование валютных курсов дополняют друг друга.

Еще одна важная форма регулирования валютных курсов государством – система валютных ограничений – совокупность мер, которые регламентируют операции с национальными и иностранными денежными знаками. Для проведения валютных интервенций ЦБ продает (или покупает) национальную валюту на внешних валютных рынках: продажа валюты способствует понижению , а ее покупка – повышению.

Также возможно косвенное регулирование валютных курсов , например, с использованием различных инструментов денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка. Так, если государство проводит комплекс мер, направленных на снижение инфляции, это обязательно отразится и на курсе обмены национальной валюты на иностранную.

Объекты регулирования государством – валютные ограничения и способ конвертируемости валюты. Валютные ограничения – введенные в законодательном порядке ограничения операций с .

Регулирование валютного курса-видео:


От количества введенных валютных ограничений напрямую зависит и режим конвертируемости валют. В экономической литературе принято различать свободно конвертируемые, частично обратимые и полностью неконвертируемые валюты.

Полностью конвертируемые – валюты стран, где полностью отсутствуют ограничения для всех, у кого имеется валюта этого государства (нерезиденты и резиденты). Это, например, США, Великобритания, Япония, ФРГ и т.д.

Частичная конвертируемость предполагает, что в стране действуют ограничения по некоторым видам операций или для конкретных держателей валюты (если для резидентов – внешняя конвертируемость, если для нерезидентов – внутренняя).

Валюту принято считать неконвертируемой, когда в стране существуют все виды ограничений, а главное – запрет на покупки-продажу иностранных банкнот, их ввоз, хранение. Такой режим конвертируемости характерен для развивающихся стран.

Валютное регулирование и валютный контроль осуществляются государством в целях обеспечения развития экономики и национальной безопасности. Необходимость государственного валютного регулирования обусловлена многогранностью валютных отношений в открытом обществе, противоречивостью и разноплановостью интересов участников валютного рынка. Рыночное регулирование безопасно лишь в узких пределах соответствия спроса и предложения валюты и его достижение тоже невозможно без государственного регулирования.

Государственное регулирование устанавливает и поддерживает определенный валютный режим в стране, правила экспорта и импорта, покупки и продажи иностранной валюты, ее вывоза и ввоза из-за рубежа, хождение внутри страны, влияет на формирование обменного курса национальной валюты на валютном рынке, обеспечивает накопление необходимых золотовалютных резервов.

Бизнесу нужна конвертируемая, стабильно устойчивая валюта, предсказуемая политика валютного режима и обменного курса. Крепкая и устойчивая валюта - благо для всех, кроме спекулянтов.

Валютное регулирование осуществляется как экономическими, и административными методами:

· Экономические методы (ставки финансирования, интервенции на бирже и т.д.) интересы конкретных участников рынка непосредственно не затрагивают добровольный выбор.

· Административные методы предполагают волевое управление рынком с целью удаления с него нежелательных заказов и включают прямые запреты на какие-то операции.

Государство осуществляет также валютный контроль, который призван обеспечивать соблюдение законов о валютном регулировании, т.е. определять соответствие валютных операций нормативным актам государственного регулирования.

Валютные операции подразделяется на текущие и капитальные (связанные с движением капитала). Текущие операции составляют неторговые сделки по товарам и услугам, открытие счетов.

Документом валютного контроля служит паспорт сделки, который заполняется при экспорте и импорте. Контролируется реальное соответствие внешнеторговых сделок договорным условиям.

Основная цель имеющихся ограничений - предотвратить отток, вывоз капитала из страны.

Различают следующие модели курсообразования:

1. Жесткий фиксированный курс , включая модификацию в виде валютного совета (Аргентина, Литва, Эстония).

2. Управляемый фиксированный курс - коридор (Бразилия, Россия до 17 августа 1998 г. и др.).

3. Плавающий, в том числе свободный, управляемый с помощью периодических интервенций курс (США, Россия после 17 августа 1998 г. и др.).

Первая модель предусматривает привязку валюты страны к другой; твердой валюте; вводится для борьбы с инфляцией, контроля за наличностью. Предполагает сбалансированность бюджета, устойчивость платежного баланса, наличие валютных резервов.

Третья модель реализуется как плавающий валютный курс, т.е. рыночное курсообразование, отражающее состояние и изменения платежного баланса, вызываемые в том числе политическими и другими нерыночными факторами и сглаживаемые действиями Центрального банка. При плавающем курсе, управляемом с помощью интервенций и других способов, можно накапливать валютные резервы и тратить их на поддержание курса в минимальных размерах.

В России в начале реформ заработала модель плавающего курса. Коммерческие банки получили право самостоятельно устанавливать курс покупки и продажи валюты при операциях с населением. С 8 июня 1992 г., кроме официального, устанавливаемого ежемесячно ЦБ курса, действовал биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ. Перед окончательным утверждением плавающего курса валютный рынок России пережил валютный коридор (вторая модель). С 6 июля 1995 г. были введены пределы колебаний обменного курса с возможными отклонениями не более 15%. После 17 августа 1998 г. осуществлен переход к плавающему курсу.

На валютный курс, кроме спроса и предложения, влияют денежная масса, валютные резервы, спекулятивное движение капитала и т.д. Корректировку курса с их учетом осуществляет Центральный банк прямыми и косвенными методами, участвует в торгах на ММВБ и межбанковском рынке. Банк России в условиях функционирующего валютного режима берет на себя обязательств по уровню курса, но решает задачу здания благоприятных для рубля условий на валютном рынке, обеспечения экономически обоснованной динамики курса, сглаживания ее в ту и другую сторону, пресечения угроз дестабилизации национальной валюты.

Рыночный курс, в том числе и с учетом воздействия на него Центрального банка, является номинальным курсом. Существует и реальный курс, отражающий покупательную способность национальной денежной единицы и валюты стран - торговых партнеров, разницу в производительности экономик, конкурентоспособности товаров на рынке. Реальный курс предполагает сравнение темпа девальвации и темпа инфляции (рубль к товарной массе).

При стабилизации рубля инфляция продолжает расти. Поэтому стабильный курс еще не признак того, что в экономике все нормально. Курс должен обеспечивать эффективность экспорта и не быть запретительным для импорта. Нужен предсказуемый обменный курс, чтобы для субъектов хозяйствования были четкие ориентиры при планировании доходов и расходов. Тем не менее, в стране сильны позиции сторонников понижения курса рубля, хотя последствия понижения курса для экономики могут быть как положительными, так и отрицательными.

Но привести в действие рычаги понижения курса рубля не просто, так как положительное сальдо торгового баланса укрепляет рубль.

Удешевление рубля можно обеспечить следующими мерами:

1. Уменьшение притока в страну валюты путем снижения, отмены нормы обязательной продажи валюты экспортерами; одновременно это будет способствовать и снижению инфляции, так как Центральный банк сократит выброс денежной массы в обмен на доллары.

2. Выталкивание валюты за рубеж (бегство от доллара) через гашение внешнего долга, инициирование спроса на валюту для наращивания импорта.

Сильный рубль выгоден населению, так как сдерживает инфляцию, удешевляет импорт, и свои нужные товары не уходят за границу, рубль стимулирует приток иностранных инвестиций, уменьшает отток капитала.

Рубль укрепляют увеличение притока валюты извне, сброс наличной валюты населением. Спрос на рубли увеличивают и активное тор-сальдо, и приток валюты через инвестиционный капитал.

Факторы, противодействующие укреплению рубля.

1. Правительству больше дивидендов приносит слабый рубль, внешний долг перестал быть политической проблемой, являясь вопросом техническим; поэтому ради уплаты внешнего долга нет необходимости укреплять рубль.

2. Падает конкурентоспособность товаров отечественного производства на внутреннем рынке; встает задача защиты рынка таможенными пошлинами (конкретно по каждому товару), что не согласуется с требованиями ВТО.

3. Расчет на модернизацию за счет импорта оборудования по мере укрепления рубля не оправдался, доля оборудования в импорте не выросла.

Сейчас для Правительства РФ и Центрального банка главным критерием экономической и денежно-кредитной политики является не инфляция или процентные ставки, а экономический рост. В этих целях Банк искусственно сдерживает укрепление доллара при ощутимой инфляции рубля - при «валютном дожде». Естественно, что и то, и другое возможно как временная мера и большой пользы не приносит. Среди инструментов политики Центрального банка в отношении регулирования обменного курса первостепенное значение имеют валютные интервенции и валютные резервы; первые осуществляются при наличии в достаточных размерах вторых.

Валютная интервенция - это продажа или скупка Центральным банком иностранной валюты в целях понижения, повышения или стабилизации обменного курса. Для повышения курса рубля Центральный банк выбрасывает на рынок иностранную валюту, она дешевеет, а рубль дорожает. Валютные резервы необходимы для выполнения Банком России конституционных функций. Если они тратятся на повышение курса рубля, то население, покупатели долларов выигрывают, так как можно закупить болоне импортных товаров и дешевле продать, т.е. возможно снижение цен. Сокращение валютных резервов в результате поддержания рубля или погашения внешнего госдолга вызывает необходимость их пополнения. Центральный банк выбрасывает на рынок рубли для покупки валюты, и рубль дешевеет. В этом случае цены на импортные товары повышаются, население теряет, т.е. оплачивает траты валюты на выплату долга и другие нужды. Если сальдо валютных операций на ММВБ равно нулю, это означает, что резервы на поддержание рубля не используются и курс удерживается другими способами.

Валютные резервы нужны также для противодействия давления на валютный рынок, выплаты госдолга, на случай падения цен на экспортные товары и темпов экономического роста.

Сейчас в России самое либеральное валютное регулирование среди стран с переходной экономикой. Однако Президент РФ поручил Центральному банку и Правительству РФ разработать меры, упрощающие экспорт капитала для улучшения инвестиционного климата. В Государственную Думу представлен проект нового порядка валютного регулирования.

Экономическое значение валютного курса определяет важность и необходимость проведения курсовой политики правительства. Регулирование курсовых соотношений ориентировано на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешнеплатежных позиций страны, на создание благоприятных условий для развития государственной экономики, стимулирование экспорта и т.д.Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно.

Государственное регулирование ориентировано на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, понижения роста безработицы и инфляции в стране. Основными органами государственного регулирования выступают центральные банки. Регулирование осуществляется с помощью валютной политики - комплекса мероприятий в сфере интернациональных валютных отношений, реализуемых в согласовании с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами. Валютные курсы являются объектом регулирования со стороны государства. Различают национальное и межгосударственное регулирование валютных курсов. Основными органами национального регулирования выступают центральные банки и министерства финансов. Межгосударственное регулирование курсов валют осуществляют МВФ, ЕС и другие организации.

Основными методами регулирования валютных курсов выступают валютные интервенции, дисконтная политика и валютные ограничения. Главным методом регулирования валютного курса является валютная интервенция, т.е. покупка-продажа иностранной валюты на национальную.

Валютные интервенции центральных банков имеют целью противодействовать снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению. Однако следует отметить, что валютные интервенции могут быть эффективным инструментом воздействия на валютные курсы в краткосрочном плане, поскольку только интервенциями невозможно обеспечить такие уровни курсов, которые не соответствуют базисным экономическим и финансовым показателям. Наиболее эффективными являются валютные интервенции, которые сопровождаются соответствующими мероприятиями в области общеэкономической политики государства. Официальные интервенции могут проводиться различными способами - на биржах (публично) либо на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров либо конкретно через операции с банками, на срок либо с немедленным исполнением. В зарубежных странах широко применяется дисконтная политика, заключающаяся в манипулировании учетным процентом. Стремясь повысить курс валюты, Центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить валютный курс, Центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны и в результате курс валют понижается.

На валютный курс оказывают влияние валютные ограничения, т.е. совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. От количества и вида, практикуемых в стране валютных ограничений, зависит режим конвертируемости валюты. Конвертируемость валюты - способность валюты свободно обмениваться на другие иностранные валюты.

Различают полностью конвертируемые, частично конвертируемые (внешняя и внутренняя конвертируемость) и неконвертируемые валюты. Полностью конвертируемыми ("свободно используемыми" согласно терминологии МВФ) являются валюты стран, в которых практически отсутствуют валютные ограничения по всем видам операций для всех держателей валюты (резидентов и нерезидентов). К таким странам относятся, например, США, ФРГ, Япония, Великобритания.

При частичной конвертируемости в стране сохраняются ограничения по отдельным видам операций и/или для отдельных держателей валюты. Если ограничены возможности конверсии для резидентов, то конвертируемость называется внешней, если нерезидентов - внутренней. Валюта называется неконвертируемой, если в стране действуют практически все виды ограничений и, прежде всего, запрет на покупку-продажу иностранной валюты, ее хранение, вывоз и ввоз. Неконвертируемая валюта характерна для многих развивающихся стран.

Валютный контроль в зарубежных странах охватывает деятельность, как банков, так и небанковских институтов. В различных странах применяются разные меры валютного контроля: лимитирование сроков по операциям (ускорение или замедление расчетов в предвидении тех или иных изменений валютных курсов), запрещение или наличие предварительного разрешения национальных валютных органов на открытие счета в иностранной валюте в данной стране или за ее пределами; внесение беспроцентного импортного депозита в уполномоченный банк и др. С введением плавающих валютных курсов регулирование процесса курсообразования через Международный валютный фонд ослабло. В современных условиях межгосударственное регулирование валютных курсов осуществляется в основном в рамках Евросоюза и самостоятельно данной страной, учитывая все курсообразующие факторы при проведении курсовой политики.