«Компетентностный подход в обучении младших школьников

в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление Анисимовой Е.В., учителя начальных классов МОУ «СОШ №153 с углублённым изучением иностранных языков» г. Перми на семинаре-практикуме по указанной теме.

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на компетентностый подход в образовании.

При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ математики, литературы, окружающего мира, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Особо злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения.В связи с этим УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся

Важно акцентировать внимание на результат образования. Компетентностный подход не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Обладая интегративной природой, ключевые компетентности обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности.

Огромный потенциал для реализациикомпетентностного подхода в обучении младших школьников содержат межпредметные и интегрированные курсы. Это развитие происходит путём формирования системности знаний, динамического мышления через создание проблемных ситуаций, решение межпредметных задач. Так формируются обобщенные знания, которые позволяют решать многие частные задачи путём переноса способа действий на целый класс аналогичных задач. Обобщение знаний предполагает установление внутри- и межпредметных связей, выделение стержневых идей, интеграцию знаний в единое целое. Всё это формирует систему личности младшего школьника, готовит его к изменяющимся жизненным условиям, а, следовательно, является важной составляющей компетентностного содержания образования.

Т.о. компетентностный подход предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик активно включается в процесс формирования образовательных компетентностей.

Компетентность – это обобщённая способность к решению жизненных профессиональных задач в той или иной области.

А компетенция – набор определённых знаний, умений и навыков, личностных качеств в определённой сфере деятельности.

Опираясь на проведённые исследования учёных (Тришина С.В., Хуторской А.В., Краевский В.В.) можно выделить следующие группы ключевых компетенций:

Ценностно-смысловые компетенции:

Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции:

Уметь выбирать собственную траекторию образования;

Ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений;

Обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

Выступать устно о результатах своего исследования.

Социокультурные компетенции:

Определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе;

Владеть эффективными способами организации свободного времени;

Владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника и т.д.;

Коммуникативные компетенции:

Уметь представить себя устно, написать анкету, письмо, поздравление;

Уметь представлять свой класс, школу, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос;

Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).

Информационные компетенции:

Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями, электронными носителями;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения конкретных задач информацию;

Владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона…

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоёмах и т.д.)

Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождём, градом, при сильном ветре, во время грозы, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

Одним из средств оценивания учета развития ключевых компетентностей учащихся является формирование «портфеля» (основа – модель «Портфеля» автор Сметанникова Н.Н.).

Каждому ребёнку предлагается вести индивидуальную папку, в которой ребёнок помещает все необходимые материалы. Папку можно назвать накопительной и в конце года, ребёнок презентует в удобной для него форме (компьютерная презентация, устный отчёт, письменный отчёт) свой «портфель».

В «портфеле» можно обозначить пять разделов:

1 раздел: «Знакомьтесь, это я…», т.е. представление себя. Возможно задать единую форму или в свободной форме.

2 раздел: «Копилка помощников», в неё дети в течение учебного года собирают материал для различных уроков: таблицы по русскому языку, алгоритмы, карты слов-исключений, слоговые таблицы для чтения, карточки-схемы задач, примеры на сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 20 для работы в парах, геометрический материал и другое. Эта «Копилка помощников» используется учащимся по мере необходимости на уроках.

3раздел: «Мой результаты», в этот раздел помещаются выполненные диагностические, самостоятельные, контрольные, творческие работы, сообщения, выполненные в различных формах.

4 раздел: «Я – читатель», это своеобразный читательский дневник. Ребёнок ведёт список прочитанных произведений за разный промежуток времени. Периодически проводятся поэтические вечера, вечера обмена впечатлениями о прочитанном, как своеобразный итог.

5 раздел: «Мои успехи», в этот раздел помещает ученик заработанные грамоты, похвальные письма, сертификаты и дипломы.

Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО

  • Прокофьева С.Н.
  • учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г.Бежецка
«Настоящий учитель
          • показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству».
  • А.Дистервег.
Компетентность -
  • это готовность и способность человека действовать в какой-либо области.
  • «Компетентный человек» - человек, способный брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.
  • Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Компетентностный подход
  • выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности;
  • не отрицает накопление знаний, но в то же время сами по себе знания не являются целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника.
Обрести компетентность можно
  • лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования.
Классификация базовых компетенций:
  • Информационная
  • Коммуникативная
  • Кооперативная
  • Проблемная
  • Рефлексивная
Китайская мудрость: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
  • Эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний.
Качество усвоения материала
  • При обучении ученик усваивает:
  • - 10% прочитанного
  • - 20% услышанного
  • -30% увиденного
  • -90% того, что он сделал сам
Формирование ключевых компетенций
  • Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций. Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося.
Стать компетентным
  • ребёнок может только сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Уильям Артур Уорд, американский писатель
  • Именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Учитель должен помнить правила:
  • 1 .Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • 2 .На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  • 3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  • 4. Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  • 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  • 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  • 7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  • 8.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
  • 9.Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение знаний.
  • 10.В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  • 11.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  • 12.Поощряйте исследовательскую работу учеников.
  • 13.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  • 14.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Компетенции, которыми должны обладать ученики.
  • 1. Способность к анализу и синтезу.
  • 2. Способность применить знания на практике.
  • 3. Способность к организации и планированию.
  • 4. Базовые общие знания в области изучаемых наук.
  • 5. Способность применить базовые знания на практике.
  • 6. Способность общаться устно и письменно. 7.Элементарные компьютерные навыки.
  • 8.Исследовательские навыки.
  • 9.Способность учиться.
  • 10.Информационная компетенция
  • (способность извлекать информацию из различных источников и анализировать ее).
  • 11.Способность к критике и самокритике.
  • 12.Способность адаптироваться к новым ситуациям.
  • 13.Способность к генерированию новых идей(творчеству).
  • 14.Способность решать проблемы.
  • 15.Способность принимать решение.
  • 16. Способность работать в коллективе.
  • 17.Межличностная компетенция.
  • 18.Способность к лидерству.
  • 19.Способность разрабатывать
  • и реализовать проекты.
  • 20.Желание добиться успеха
  • «Не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а самообразование - та необходимая почва, на которой школа может существовать»
  • П.Ф.Каптерев,
  • российский педагог и психолог
  • СПАСИБО ЗА
  • ВНИМАНИЕ!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №8 города-курорта Кисловодска

Выступление на городском семинаре

«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»

Подготовила:

Дементьева Вера Илларионовна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

г-к Кисловодск, 2014

ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР

«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»

к -креативность

о -организованность

м -модернизация

п -планирование

е -единство

т -толерантность

е -единомышленники

н -новизна

т -творчество

н -научность

о -осведомленность

с -сотрудничество

т -терпимость

Глоссарий

Компетенция

Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

Круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Компетентный

Обладающий компетенцией

Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире.

Компетентность = желание + понимание ЗУН + личностно значимые смыслы + система ценностей + готовность решать проблемы + социальный опыт + деятельность.

Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю.

ВВЕДЕНИЕ

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др.

К числу таких тенденций относится и компетентностный подход.

В эпоху Интернета и электронных средств хранения информации формальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования.

От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом.

Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем.

Педагогические условия реализации компетентстного подхода,

обеспечивающие достижение нового качества образования
в начальной школе

Кудрин А.Е.,

НОУ ВПО РБИУ

ОШ «7ключей», учитель начальных классов

1.Что означает компетентностный подход для учителей, классных руководителей, педагогов дополни­тельного образования?

2.Чем вызвано появление компетентностного подхода?

3.Какие преимущества он несёт с собой для педагога и для ученика?

4.Что нужно изменить учите­лям в своей деятельности?

Ключевые слова: компетентностный подход, преимущества компетентстного подхода в образовании, педагогические условия и рекомендации использования компетентстного подхода.

Немного теории о понятиях: компетентностный подход, компетенция в современной науке.

В последнее десятилетие происходит значительное преобразование системы российского образования в связи с включением в него компетентностного подхода.

Первые шаги к смене образовательной парадигмы были сделаны в «Стратегии модернизации содержания общего образования» 1 и освещены в статьях Л. Н. Боголюбова «Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения» 2 , В. А. Болотова, В. В. Серикова «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе» 3 и других материалах.
Внедрение компетентностного подхода в российское образование обусловлено общеевропейской тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики, когда смещаются акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений. Как отмечает А. Н. Афанасьев «… Болонский процесс является сегодня точкой отсчёта интеграции России в Европу» 4 . Эта интеграция при сохранении национального своеобразия систем образования и культурно-образовательных традиций сопровождается процессами международной конвергенции.

В последнее время происходит резкая переориентация оценка результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», на понятия «компетенция» и «компетентность». Соответственно культивируется компетентностный подход в образовании, который в современных условиях рассматривается как основной.

Согласно Болонскому процессу предполагается и определённая терминологическая унификация. Таким образом, вводятся такие термины, как компетенция и компетентность. Они являются базовыми для раскрытия сути самого подхода. На мой взгляд, в зависимости от того, как будут определены эти понятия и их соотношение, будет раскрываться и содержание самого компетентностного подхода. Так как данные понятия не имеют определённого всеми принятого толкования, поэтому очень важно при разработке темы внедрения компетентностного подхода в российское образование, прежде рассмотреть понятийный инструментарий, на котором он основывается. Проведённый анализ показал, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: первый – эти понятия отождествляются, второй – дифференцируются.
Рассмотрим первый вариант представления их отношений. Данная позиция неразграничения понятий компетенция/компетентность характерна для большинства зарубежных авторов. Она представлена в Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО), где отмечается, что компетентность используется в тех же значениях, что и компетенция, а именно:

1) способность делать что-либо хорошо или эффективно;

2) соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;

3)способность выполнять особые трудовые функции» 5 .
Анализ отечественной научной литературы показывает, что эти два понятия имеют различия в содержании. Е. Петренко предлагает использовать термин «компетенция» для обозначения совокупности знаний, умений, качеств личности и опыта деятельности, а под компетентностью - его личностное отношение к деятельности, мотивы и ценностные ориентации, способности и характеристики личности, т. е. личностные качества.
И. С. Сергеев и В. И. Блинов в своей работе 6 , посвящённой реализации компетентностного подхода, рассматривают компетенцию как особый результат образования, выражающийся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределённости. Компетентность же трактуется как уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции.
В работах Э. Ф. Зеер, Н. Н. Абакумовой и И. Ю. Малковой компетенция определяется в качестве интегративной целостности знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетентность включает в себя как результаты обучения, так и систему ценностных ориентаций, привычек и т. п.
Анализируя содержания понятий «компетенция» и «компетентность» Д. А. Иванов говорит о том, что необходимо учитывать перевод английских терминов «competence» и «competent ». Первый термин имеет значение «способность, умение». Второй термин переводится как «компетентность» и имеет значения «полноправный, правомочный, установленный, законный». Все значения последнего термина относятся к юридическим выражениям. 7 Обращение же к словарю иностранных слов даёт нам следующие толкования: компетентный – 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведущий в определённой области, а компетенция – 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Опираясь на приведённые значения терминов, следует обратиться к истории права. Таким образом, мы имеем то, что компетенцией признавалась область правомочий, заданная в точных границах, а компетентностью – соответствие занимаемого или претендующего месту, вменению.

Следовательно, понятие «компетенция» обозначает то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов), а компетентность – характеристику человека (т.е. обладание компетенцией; человек знающий, сведущий).

Ключевые компетенции для Европы

Британская схема

Голландская схема

Коммуникация

Операция с числами

Информационные технологии

Работа с людьми

Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности

Разрешение проблем

Развитие личных компетенций.

Умение слушать, понимание реакции окружающих, устные презентации

Помощь подчинённым, лидерство, влияние на людей в понимании

Способность учиться

Решение проблем

Личная порядочность, целеустремлённость и порядочность, навыки командной работы, уверенность в себе, рассудительность, …

На сегодняшний день и в России уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются российские исследователи: П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова, И.Д. Фрумин, Г.А. Цукерман и др., и зарубежные ученые: Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестера (Голландия).

Стратегия модернизации образования с 2001 года в РФ также предполагает, что и в основу обновления начального общего образования положены «ключевые компетенции». Во ФГОС НОО 8 зафиксирован перечень метапредметных умений. К наиболее важным умениям, с точки зрения авторов Стандарта, относятся:

    умение самостоятельно определять цели своего обучения;

    умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

    умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

    умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

    владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решения и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    уметь определять понятия. создавать обобщения, устанавливать аналогии. классифицировать, строить логические заключения, умозаключения, делать выводы;

    смысловое чтение;

    умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

    работатьиндивидуально и в группах.

Сказанное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как составляющие основу умения учиться.

Стратегической целью современного образования является повышение качества образования. Качество образования – совокупность образовательных результатов, обеспеченных возможностью самостоятельного решения обучающимися значимых для него проблем (коммуникационных, информационных, познавательных, социальных

Условия достижения нового качества образования

1.Ориентация на результаты образования как системообразующего компонента Стандарта.

2.Разработка учебных материалов и технологий обучения (на базе стандартов нового поколения).

3. Систематическая оценка уровня компетентности учащихся.

4.Мониторинг реальных результатов и долгосрочных проектов образования.

5. Изменение концепций педагогического образования.

6. Самостоятельность школы в принятии решений и реализации стратегии.

Одним из условий повышения качества образования является формирование ключевых компетенций школьника»,

Что значит «быть компетентным?»

«Быть компетентным – означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт». (М.В. Рыжаков) 9 .

«Компетентность – это способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности для решения актуальных для них проблем». (О.Е. Лебедев) 10

Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащихся, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Можно соотнести «академические» знания как формулу «знаю что» и формулу компетентности - «знаю как». «Знаниевый» подход ориентирован на накопление "строительных материалов". В результате мы получим склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. "Компетентностный" подход ориентирован на "строительство дома". (О. Е. Лебедев)

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. (О.Е. Лебедев).

Компетенция - это системное образование в личности младшего школьника, которое включает в себя следующие компоненты:

·когнитивный (знаниевый )- теоретические знания академической области;

·деятельностный - практическое применение знаний в конкретной ситуации

·ценностно - смысловой - оценивание, отношение, эмоции, воля.

Что касается содержания и уровня компетенций, формируемых у выпускников начальной школы, в настоящее время находится в стадии разработки. Разные учёные выделяют различные классификации ключевых компетенций.

А.В. Хуторской выделяет группы ключевых компетентностей 11 (схема1):

Что означают эти ключевые компетенции? Характеристика дана в таблице1

Характеристика ключевых образовательных компетенций

Ценностно-смысловая компетенция.

Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурная компетенция

Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени

Учебно-познавательная компетенция

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция

Включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Социально-трудовая компетенция

Означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенция личностного само-

совершенство-вания

Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Педагогические условия построения содержания образования

на основе компетентстного подхода

·проектирование образовательной среды, направленной на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций;

·конструирование содержания начального образования на основе системно- деятельностного подхода;

·диагностика процесса формирования ключевых компетенций младшего школьника.

Главная задача начальной школы – создать базовые условия для формирования компетентности, столь необходимой для успеха в разных сферах жизни любого человека. Компетентность подразумевает продуктивное предметное мышление, знания, ценностную и нравственную ориентацию, социальные и поведенческие установки – все, что может быть мобилизовано для эффективного действия.

Быть компетентным, - значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Смысл современного образования и воспитания заключается в развитии у обучающихся способностей, прежде всего:

Адаптироваться к новым условиям жизни,

Критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем,

Анализировать ситуацию,

Адекватно изменять свою деятельность,

Уметь владеть средствами коммуникации,

Добывать информацию и эффективно использовать ее.

Задача учителя – использовать принципы компетентностного подхода в учебном процессе и во внеклассной деятельности. В начальной школе идеи компетентностного подхода реализуются в первую очередь через содержание образования: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. В начальной школе формируется не собственно компетентность, а самостоятельность в решении проблем, условием которой является превращение предметного способа действия (в т. ч. знаний, умений и навыков) в средства разрешения проблем.

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения:

    Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Цель обучения:

    Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

    «Знаю, что»

Формула результата образования

    «Знаю, как»

    Репродуктивный

Характер образовательного процесса

    Продуктивный

    Контроль

Доминирующий компонент процесса

    Практика и самостоятельная работа

    Статистические методы оценки учебных достижений

Характер контрольных процессов

    Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то как помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками, решением ситуативных задач.

Предлагаю алгоритм такого вида занятия. Он представлен в таблице 3.

Алгоритм построения учебного занятия

в системе компетентностного образования

Этап занятия

целеполагание

место учебного занятия, цели и основные задачи

проектирование и его компетентная интерпретация

выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.

Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;

практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;

воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы.

Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования).

Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

подбор методов и форм обучения

какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности?

заключительный

учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также для процедур анализа и коррекции.

Организация образовательного процесса на начальной ступени в нашей школы строится на основе УМК «Перспективная начальная школа».

Содержание учебников соответствует требованиям государственного стандарта. Оно взаимосвязано и построено в единой концепции, реализуются единые психологические принципы, единый подход к отбору образовательных технологий деятельностного типа (проблемно-диалогическая технология, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология оценивания), решающий проблему разноуровнего обучения.

Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.

Образовательная программа начальной школы уже сейчас позволяет формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Учителя используют компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаётся поисковым методам обучения, осуществляется оценивание образовательных достижений (технология портфолио). Содержание учебных предметов предоставляют возможности формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых невозможно получить результат.

С первого класса учителя включают в свои уроки задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.

Примеры заданий (учебных ситуаций).

Математика. Творческое задание «Составь задачу»

Таблица4

компетенции

Ценностно-смысловые

Почему я должен составить задачу?

Какая должна быть задача?

Общекультурные

Виды направленности:

Информационная, познавательная, историческая, экологическая, здоровьесберегающая

Учебно-познавательные

Фактический и практический материал

(без вероятностей

Информационные

Использование различных источников: книги, газеты, журналы, энциклопедии

Коммуникативные

Устная презентация своей задачи

Социально- трудовые компетенции

Определение вида задачи: геометрический материал, купля-продажа,…

Личностного

само-совершенствования

Создание сборника задач,

конкурс ученических задач

Продуктивные задания.

1. Преврати, если возможно, записи Маши в верные равенства и неравенства.

1 * * 6 14 * 1 * *

12 ** 1 * = * 3 * 0 = **

2. Продолжи ряд чисел: 410, 515, 620. Подсказка: решений больше, чем одно.

3. Попытайся решить уравнение.

Если уравнение не имеет решений, постарайся выполнить такое измение, чтобы его можно было решить. Постарайся найти больше одного варианта изменений.

Коммуникативная компетентность в большей мере формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но представлена в учебниках всех дисциплин начальной школы и достаточно широко. Она формируется по разному:

Назови …, расскажи, объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова) и т. д.

Начиная с первого класса у младших школьников формируются задатки компетентности , которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания:

Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других ребят.

Задание на развитие оценочных умений.

Ученикам выдаётся 3 листа с верно и неверно решенными математическими выражениями. В равенствах специально сделано пять ошибок, часто встречающихся у одноклассников. Например, для первоклассников могут быть такие ошибки: на «единицу», на замену знака действия, на замену действия вычитания действием сложения при вычитании «второй» части вычитаемого в случаях вычитания с переходом через разряд. К каждому листу последовательно даются следующие инструкции:

1 лист: Найди и исправь ошибки.

2 лист: В решенных выражениях допущено 5 ошибок, найди и исправь их.

3 лист: В решенных выражениях допущено 10 ошибок. Найди и исправь их.

В данном задании проявляется формирование контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок, а также в выявлении нарушения инструкции и её переоценке.

Данные примеры свидетельствуют о том, что перспектива развития коммуникативной деятельности учащихся- это важное направление в деятельности учителя.

Компетентностный подход в образовании.

Что даёт компетентностный подход?

    Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает,

    Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем,

    Подготовку учащихся к успеху в жизни,

    Повышает степень мотивации учения,

    Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни

Учитель должен уметь

Учитель должен понимать

·Быть самостоятельным, инициативным, ответственным.

·Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни.

·Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста.

·Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.

·Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.

·В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».

·Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.

·Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.

·Видеть пробелы не только в знаниях, но и в жизни.

·Стабильности в мире уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям.

·Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.

·Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – его самые верные союзники.

·Компетентностный подход в обучении повышает мотивацию учащихся.

Компетентностный подход в обучении повышает мотивацию учащихся, поэтому не нужно:

    Передавать свой опыт жизни и воспитания.

    Утверждать о раз и навсегда заданных способах «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем.

    Необъяснимых высказываний «надо», «должен», «так принято».

Основные составляющие деятельности педагога, направленные на организацию работы по формированию ключевых компетенций

Возможные действия педагога:

1.Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

2.Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.

3.Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

4.Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.

5.Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

6.Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

7. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

8.Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.

9. Учить задавать вопросы и высказывать предположения.

10.Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.
11.Доводит до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
12.Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
13.Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполняя свою часть работы.
14.Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
15.Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
16.Показывать учащимся как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
17.Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.
18.Демонстрировать ученикам, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею», или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знанию, умению и пониманию».

Как развиваются информационные компетенции в нашей школе? С первого класса преподаётся информатика как отдельный урок один раз в неделю. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Необходимо направить деятельность учеников в нужное и полезное для них русло. Наша задача совершить значительную поправку в сознании ребенка, переведя компьютер из игровой приставки в помощники. Компьютер может быть средством в поиске информации, тренажёром, репетитором. Многие учителя начальной школы проводят уроки по предметам начальной школы с компьютерной поддержкой и использованием медиапроекторов.

Реализация учебно-познавательной компетенции не вызывает особых трудностей, так как для её становления способствуют различные практические приёмы организации работы учеников. Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностого подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают метапредметные умения и навыки.

Не менее важно формировать у учащихся компетентность в решении проблем, т.е. способность ставить и решить определённые типы рациональных задач. На это направлена проектная деятельность. Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Проектная деятельность приучает детей работать с книгой, энциклопедиями, дополнительным материалом, что в наше время очень важно. В результате такой работы дети учатся работать с научным материалом, учатся правильно оформлять и представлять свою работу. Готовый материал мы вместе оформляем. Для активизации интереса учащихся к различным сферам знаний и, несмотря на юный возраст, младшие школьники активно участвуют в работе ежегодной проектной конференции. В 1 классе это была тема «Игры наших родителей», во 2 классе- картотека «Много новостей про коней и лошадей».

Занятия проектной и исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности школьников, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность, определяют социальную позицию ребёнка (деловые возможности, навыки сотрудничеств). Все работы детей имеют практическую ценность - являются полезным материалом для уроков, предметных недель, становятся прекрасными экспозициями и украшениями класса, городских выставок, носят научную информацию.

Остановлюсь ещё на одной ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью. За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально - технические знания; умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания.

Психология младшего школьника такова, что она требует быстрого результата собственной деятельности. Учителя должны дать ученикам более близкие и понятные им мотивы. Такими мотивами для младших школьников является похвала, общественное признание, желание быть на виду. Поэтому основа нашей образовательной и воспитательной программы – это максимальное сближение образовательных и воспитательных задач. В программе школы – большое количество различных конкурсов:

Школьные олимпиады по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, информатике;

Конкурсы, викторины, дистанционные олимпиады, КВН;

Участие в совместных конкурсах (проектных неделях) РБИУ;

Коллективные интеллектуальные игры «Креатив – бой» 12 .

А, кроме того: различные конкурсы рисунков, прикладных работ, газет, конкурсов в предметные недели, множество спортивных соревнований. Накануне праздника Великой Победы к нам в гости приходят ветераны войны, общаются с детьми, ребята дарят им подарки, проходит торжественный митинг и возложение цветов на Бульваре Славы.

Все эти мероприятия были организованы с целью:

    активизации творческой деятельности, развитие индивидуальных способностей учащихся;

    развития умение детей мыслить и выражать свои мысли;

    метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни детей в школе и дома;

    необходимости учащихся делиться новыми впечатлениями для развития речи и воображения;

    аргументации своих идей, правильного построения сообщения, умение работать в группе.

Таким образом, учебный материал создаёт широкие возможности для формирования ключевых компетентностей младших школьников. В процессе выполнения приведенных выше заданий формируются ключевые компетенции младших школьников, зачастую не одна, а две или даже три, причем подобные задания направлены на формирование интеллектуальной компетентности, которая выражается в умениях осуществлять сравнение, анализ через синтез, классификацию, обобщение, выявление закономерностей, преобразование информации средствами моделирования.

Выпускник начальной школы – это личность, которая обладает определенным уровнем ценностно-ориентационной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, общекультурной компетентности; он готов решать проблемы, актуальные для его этапа возрастного развития; способен к успешной адаптации в образовательных учреждениях города (общеобразовательные школы, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования); ориентирован на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование.

Список используемой литературы

    Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.

    Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М. 2007.

  1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.1-3.
  2. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 4. - С. 20.

    Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: АРКТИ. 2007.

    Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./М.: Просвещение, 2011.

    Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование.- 2003.-№5.

1 Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.

2 Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения//Преподавание истории и обществознания в школе. №9.2002.

3 Болотов, В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. №10.2003.

4 Афанасьев А. Н. Болонский процесс в Германии//Высшее образование сегодня. №5.2003

5 Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.

6 Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: АРКТИ. 2007.

7 Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М. 2007.

8 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:текст с изм и доп. На 2011г./М.: Просвещение, 2011.

9 Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 4. - С. 20.

10 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании

// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.1-3.

11 Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование.- 2003.-№5.

А.. Гин, А.Ф. КавтревКреатив-бой: как его провести. Методическое пособие для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования

Недилько Л.Н.,

учитель английского языка МАОУ СОШ № 6 им. С.Т. Куцева ст. Кущевская, Россия

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Каждая историческая эпоха вырабатывает свой портрет «образованного человека». В современном учащемся наряду с личностными качествами превалируют качества профессиональные. Одной из основных наиболее успешных инноваций для формирования портрета современного выпускника является компе-тентностный подход.

Компетенцией считается абстрактный набор личностных качеств, знаний, умений, навыков, опыта в определенной сфере, которые тесно связаны с освоением содержания образования. Следовательно, компетенция - цель образования.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире.

Термин «компетенция» означает круг полномочий лица или учреждения, круг вопросов, для решения которых лицо имеет опыт и соответствующие знания. Следовательно, способность действовать в ситуациях неопределенности - это компетентность.

Именно таким хотят видеть выпускника учебного заведения, способного решать проблемы любой сложности в жизненных ситуациях, а в дальнейшем - и профессиональные.

Одним из недостатков традиционного («знаниевого») образования и является оторванность полученных сведений от сферы их применения. Выпускники, обладая довольно-таки большим багажом информации, с трудом находили практическое применение всем знаниям.

Данная проблема появилась и в ряде других стран. Однако в мировой практике проблемы образования, обусловленные четко обозначившимся во второй половине XX в. разрывом между возможностями сложившейся системы образования и потребностями общественного развития, были обозначены как кризис образования. В конце XX в. с очевидностью проявилось, что кризис образо-

вания приобретает глобальный характер. Концептуальной основой предложенных мер по выходу из кризиса стала идея ключевых компетенций, которая сформировалась в зарубежной социальной теории и практике как один из наиболее эффективных способов разрешения противоречий в развитии образования и общества .

Одним из успешных решений этой ситуации и является ком-петентностный подход, который подталкивает учащегося не только применять полученные знания, но и использовать их для решения неожиданных проблемных ситуаций.

Происходит смена парадигмы «образование на всю жизнь» на новую - «образование через всю жизнь».

Компетентность характеризуется как способность учащегося к решению как жизненных, так и профессиональных задач, способность личности к ответственному жизненному действию на основе ценностного самоопределения, способность взаимодействовать с миром, понимать, изменять себя и мир. Это понятие связано с понятием готовности, таким образом получается, что компетентность - готовность высокого уровня к осуществлению деятельности.

Принципы компетентностного подхода

Весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников.

Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у учащихся опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования.

Компетентности формируются в процессе обучения под воздействием учебного заведения, семьи, сверстников, политики, религии, культуры. Реализация этого подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, где живет и развивается учащийся.

Основные идеи компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом :

Компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;

Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотиваци-онную, этическую, социальную и поведенческую;

Компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;

В понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);

Компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений;

Понятие «компетенции» является понятием процессуальным, то есть компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности.

Компетентностный подход обеспечивает личностное, профессиональное развитие учащихся, способствовует повышению уровня их социально-профессиональной мобильности, конкурентоспособности в различных сферах деятельности.

В заключение можно сказать, что для высокой эффективности обучения в профессиональном образовании необходима реализация компетентностного подхода при тесном взаимодействии с работодателями, что существенно мотивирует студентов к высокому уровню своей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

1. Евстюхина М.С., Куркина Н.Р. Формирование и развитие инновационных компетенций обучающих // XI Международная научная практическая конференция «Наука, культура России» (посвященная Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия). -Самара: СамГУПС, 2014. - С. 351-353.

2. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. - 2005. - №7. - С. 9-11.

3. Шагивалеева Г.Р., Бильданова В.Р. Компетентностный подход в обучении и воспитании у современных студентов // Концепт. - 2015.

© Недилько Л.Н., 2016