Обязанностью любого практикующего врача является повышение уровня знаний и навыков. Аттестация считается одним из способов обучения, имеющим свои требования и особенности, по результатам которой специалистам присваивают соответственную категорию. Каждая из категории врачей занимает определенную ступень в иерархии медицинской сферы.

Цель и задачи

Участие в прохождении аттестации является добровольным делом. В процессе оценивается личностная состоятельность специалиста, уровень его знаний, практических навыков, соответствие занимаемой должности, профессионализм.

Аттестация врачей на категорию несет в себе определенную заинтересованность:

  1. Это престижно. Позволяет занимать более высокую должность в позволяет обратить внимание руководства на себя. Довольно часто категории врачей указываются на табличках при входе в их кабинет.
  2. В некоторых случаях высшая категория позволяет уменьшить моральную или физическую ответственность перед родственниками пациента. Мол, если такой не смог решить проблему, то трудно подумать, что было бы, если б на его месте был менее опытный врач.
  3. Материальная сторона. Медицинские категории врачей и повышение по ступеням врачебной иерархии позволяют увеличить прибавку к основной зарплате.

Виды аттестаций

В законодательстве различают несколько видов аттестационных мероприятий:

  • присвоение звания "специалист" после определения теоретических и практических навыков;
  • квалификационная категория врачей (получение);
  • подтверждение категории.

Определение уровня знаний для присвоения "специалиста" является обязательным мероприятием перед назначением на должность врача. Проводится специальными комиссиями в учреждениях последипломного образования. Рассмотру подлежат следующие кандидатуры:

  • после интернатуры, магистратуры, ординатуры, аспирантуры, если отсутствует диплом "врач-специалист";
  • те, кто не работал больше 3 лет по узкой специальности;
  • те, кто своевременно не прошел аттестацию для получения квалификации;
  • лица, которым отказано в возможности получить вторую категорию по объективным причинам.

Каждый врач имеет право получить категорию по нескольким специальностям одновремененно, если они являются смежными. Главным требованием является стаж работы по требуемой специализации. Категория врача-терапевта является исключением.

Основные правила и требования

Различают вторую, первую и высшую категории врачей. В получении действует правило последовательности, однако существуют исключения. Требования рассмотрены в таблице.

Квалификационная категория врачей Устаревшие требования Требования по действующим приказам
Вторая 5 лет практикующего стажа и более Не меньше 3 лет практикующего стажа по специальности
Сдача отчета о работе Личная явка, включающая участие в собеседовании, проведение тестирования
Первая Необходим уровень заведующего отделения или руководительской должности Не меньше 7 лет практикующего стажа по специальности
При получении - явка, подтверждение происходит заочно
Высшая Необходима должность руководителя Больше 10 лет практикующего стажа по специальности
Личная явка в любом случае Личная явка, включающая участие в оценке отчета, собеседовании, проведение тестирования

Сроки действия

Согласно старым приказам, существовали определенные обстоятельства, которые относились к разряду социальных льгот и позволяли продлить срок нынешней квалификации. К ним относились:

  • беременность и уход за ребенком до 3 лет;
  • месяц после увольнения из-за сокращения;
  • командировка;
  • состояние временной нетрудоспособности.

На данный момент льготы недействительны. Аттестационная комиссия может принять решение о продлении срока действия по ходатайству главного врача лечебно-профилактического учреждения. Если врач отказывается от явки на комиссию, его категория снимается автоматически по истечении пятилетнего срока с момента присвоения.

Документы

Также заполняется и отчет о проделанной работе за последние несколько лет, утвержденный главным врачом ЛПУ и отделом кадров, где работает аттестуемый. В комиссию отправляют и копии документов об образовании, трудовой книжки и присвоении текущей квалификации.

Аттестационный отчет

Введение включает данные о личности врача и лечебном учреждении, где он занимает должность. Описывается характеристика отделения, его оснащенность и структура штата, показатели работы отделения в виде статистических данных.

Основная часть состоит из следующих пунктов:

  • характеристика контингента, проходящего лечение в отделении;
  • возможности проведения диагностических мероприятий;
  • проведенная лечебная работа с указанными результатами по профильным заболеваниям;
  • летальные случаи за последние 3 года и их анализ;
  • внедрение инноваций.

Заключение отчета состоит из обобщения результатов, указания возможных проблем и примеров их решения, возможности совершенствования. При наличии опубликованных материалов их копия прилагается. Указывается и изученной за последние несколько лет.

Баллы на повышение

Каждый специалист получает баллы, которые участвуют в принятии решения о квалификации. Они начисляются за посещение конференций, в том числе и международных конгрессов, чтение лекций коллегам или среднему медицинскому персоналу, дистанционное обучение с получением итогового сертификата, обучение на курсах.

Дополнительно баллы начисляются за следующие достижения:

  • издательство учебника, пособия, монографии;
  • публикация статьи;
  • получение патента на изобретение;
  • выступление на симпозиумах с докладом;
  • выступление в учреждениях и средствах массовой информации;
  • получение звания;
  • защита диссертации;
  • награждения органами государственной власти.

Состав комиссии

Комиссия состоит из комитета, работа которого происходит в перерывах между заседаниями, и экспертной группы узкой направленности, которая проводит непосредственно аттестацию специалиста (экзамен, тестирование). И комитет, и экспертная группа состоят из лиц, занимающих следующие должности:

  1. Председатель, осуществляющий контроль за работой и разделяющий обязательства между членами комиссии.
  2. Заместитель председателя выполняет функции председателя в полном объеме при его отсутствии.
  3. Секретарь занимается регистрацией поступающих документов, формирует материалы для работы комиссии, фиксирует решения.
  4. Заместитель секретаря замещает секретаря и выполняет его обязанности в период отсутствия.

В каждой экспертной группе находятся специалисты смежных специальностей. Например, категория врача-стоматолога и ее получение/подтверждение требует пребывания в группе парадонтолога, ортодонта, детского стоматолога, терапевта.

Порядок заседания

Проведение аттестации назначается не позже трех месяцев с момента поступления данных о специалисте в комитет. В случае несовпадения данных с требованиями к последним, поступает отказ в приеме документации (не позднее 2 недель с момента поступления). Секретарь комитета согласовывает с председателем экспертной группы необходимой специализации срок проведения экзамена.

Члены экспертной группы рассматривают аттестационные на категорию, оформив на каждую из них рецензию, отображающую следующие данные:

  • уровень практических навыков специалиста;
  • участие в социальных проектах, связанных с медицинской сферой;
  • наличие опубликованных материалов;
  • самообразование аттестуемого;
  • соответствие знаний и навыков заявленной категории врачей.

Экспертиза должна происходить в двухнедельный срок с момента поступления отчета. Результат рецензии является показателем возможного итога аттестации. Секретарь сообщает специалисту срок заседания, включающего проведение собеседования и тестирования. Более 70% верных ответов позволяют считать тестирование пройденным. Собеседование проходит путем опроса аттестируемого согласно теории и практики, знание которых должно соответствовать запрошенной квалификации.

Заседание сопровождается оформлением протокола, который подписывается членами экспертной группы и председателем. Итоговое решение отмечается в квалификационном листе. Право на пересдачу экзамена специалист получает только через год. В течение 7 дней аттестуемый получает документ, подтверждающий повышение, понижение или отказ в присвоении категории.

Крайние меры

Администрация лечебного учреждения может отправить запрос в комиссию, чтоб врач был лишен квалификации или повышен досрочно. В таком случае направляются документы, позволяющие обосновать решение. Комиссия рассматривает вопрос в присутствии специалиста. Неявка без уважительной причины позволяет принять решение в его отсутствие.

Протест

Со дня вынесения решения врач или лечебно-профилактическое учреждение может обжаловать результат в месячный срок. Для этого необходимо оформить заявление с уточнением причин несогласия и отправить в комиссию при Министерстве здравоохранения.

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность врача-рефлексотерапевта.

2. На должность врача-рефлексотерапевта назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование, прошедшее послевузовскую подготовку или специализацию по специальности «Рефлексотерапия».

3. Врач-рефлексотерапевт должен знать: основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность медицинских организаций; основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, лекарственного обеспечения населения и ЛПУ; теоретические основы, принципы и методы диспансеризации; организационно-экономические основы деятельности медицинских организаций и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины; основы социальной гигиены, организации и экономики здравоохранения, медицинской этики и деонтологии; правовые аспекты медицинской деятельности; общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма; этиологию, патогенез, клиническую симптоматику, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний; правила оказания неотложной медицинской помощи; основы экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы; основы санитарного просвещения; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

По своей специальности врач-рефлексотерапевт должен знать: современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; содержание и разделы рефлексотерапии как самостоятельной клинической дисциплины; задачи, организацию, структуру, штаты и оснащение службы рефлексотерапии; действующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы по специальности; правила оформления медицинской документации; порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы; принципы планирования деятельности и отчетности службы рефлексотерапии; методы и порядок контроля ее деятельности.

4. Врач-рефлексотерапевт назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя медицинской организации в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Врач-рефлексотерапевт непосредственно подчиняется заведующему отделением, а при его отсутствии руководителю медицинской организации или его заместителю.

2. Должностные обязанности

Оказывает квалифицированную медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы диагностики, лечения и реабилитации, разрешенные для применения в медицинской практике. Участвует в определении тактики ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами. В соответствии с установленными правилами и стандартами назначает и контролирует необходимое лечение, организует или самостоятельно проводит необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные процедуры и мероприятия; оказывает консультативную помощь врачам других подразделений ЛПУ по своей специальности. Руководит работой подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала (при его наличии), содействует выполнению им своих должностных обязанностей. Контролирует правильность проведения диагностических и лечебных процедур, эксплуатации инструментария, аппаратуры и оборудования, рационального использования реактивов и лекарственных препаратов, соблюдение правил техники безопасности и охраны труда средним и младшим медицинским персоналом. Участвует в проведении занятий по повышению квалификации медицинского персонала. Планирует свою работу и анализирует показатели своей деятельности. Обеспечивает своевременное и качественное оформление медицинской и иной документации в соответствии с установленными правилами. Проводит санитарно-просветительную работу. Соблюдает правила и принципы врачебной этики и деонтологии. Участвует в проведении экспертизы временной нетрудоспособности и готовит необходимые документы для медико-социальной экспертизы. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности медицинской организации, его работникам, пациентам и посетителям. Систематически повышает свою квалификацию.

3. Права

Врач-рефлексотерапевт имеет право:

  1. участвовать в определении тактики ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами; при необходимости назначать необходимые для комплексного обследования пациента методы инструментальной, функциональной и лабораторной диагностики; проводить лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры с использованием разрешенных методов диагностики и лечения; при необходимости при необходимости привлекать в установленном порядке врачей других специальностей для консультаций, обследования и лечения больных;
  2. вносить предложения руководству по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, улучшению работы административно-хозяйственных и параклинических служб, организации и условиям своей трудовой деятельности;
  3. контролировать в рамках своей компетенции работу среднего и младшего медицинского персонала, отдавать им распоряжения и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий;
  4. запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
  5. принимать участие в научно-практических конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой;
  6. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;
  7. повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.

Врач-рефлексотерапевт пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

4. Ответственность

Врач-рефлексотерапевт несет ответственность за:

  1. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;
  2. своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
  3. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;
  4. своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;
  5. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;
  6. соблюдение исполнительской дисциплины и выполнение должностных обязанностей подчиненными ему работниками (при их наличии);
  7. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности медицинской организации, его работникам, пациентам и посетителям.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов врач-рефлексотерапевт может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Данная должностная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Инструкция для должности "Врач-рефлексотерапевт ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 78. Здравоохранение. (С изменениями, внесенными в соответствии с приказами Министерства здравоохранения N 131-О от 18.06.2003 г. N 277 от 25.05.2007 г. N 153 от 21.03.2011 г. N 121 от 14.02.2012 г.)", который утвержден приказом Министерства здравоохранения Украины 29.03.2002 г. N 117. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Квалификационные требования
Полное высшее образование (специалист, магистр) по направлению подготовки "Медицина", специальности "Лечебное дело". Прохождения интернатуры по специальности "Неврология" с последующей специализацией по "Рефлексотерапии". Наличие сертификата врача-специалиста. Без требований к стажу работы.

Знает и применяет в деятельности: действующее законодательство об охране здоровья и нормативные документы, определяющие деятельность органов управления и учреждений здравоохранения, организацию рефлексо - и лазеротерапевтичної службы, скорой и неотложной медицинской помощи; основы права в медицине; права, обязанности и ответственность врача-рефлексотерапевта; основы нормы и патологии анатомии и физиологии органов и систем человека, водно-электролитного обмена, кислотно-основного равновесия; основы неврологии, биохимии, иммунологии, генетики и других медицинских дисциплин; современную классификацию болезней; основные клинические симптомы и синдромы заболеваний, при которых применяют рефлексо - и лазеротерапия; принципы совместимости и последовательности назначение процедур, общие и функциональные методы обследования; современные методы рефлексо - и лазеротерапии; показания и противопоказания к санаторно-курортного лечения; правила и требования к оборудованию кабинета рефлексо - и лазеротерапии; технику проведения процедур; правила безопасности во время работы с аппаратурой и приборами; правила оформления медицинской документации; современную литературу по специальности и методы ее обобщения.

Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
Руководствуется действующим законодательством Украины об охране здоровья и нормативно-правовыми актами, которые определяют деятельность органов управления и учреждений здравоохранения, организацию работы кабинетов рефлексо - и лазеротерапии в поликлиниках и стационарах, медико-санитарных частях, в специализированных лечебных учреждениях. Обеспечивает рефлексотерапевтичну помощь больным. Осуществляет надзор за побочными реакциями/действиями лекарственных средств. Работает в тесном контакте с врачами других специальностей, организует и проводит консультации больных. Планирует работу и проводит анализ ее результатов. Руководит работой среднего медицинского персонала. Придерживается принципов медицинской деонтологии. Ведет врачебную документацию. Принимает активное участие в распространении медицинских знаний среди населения. Постоянно совершенствует свой профессиональный уровень, внедряет современные методы рефлексо - и лазеротерапии.

Рефлексотерапевт – специалист, занимающийся лечением заболеваний, посредством воздействия на акупунктуры. Особые точки человеческого тела напрямую связаны с различными системами и внутренними органами. Профессионал в данной области должен обладать практическими навыками и обширным багажом теоретических знаний в области неврологии. Имея четкое представление об анатомии, доктор может проводить процедуры без риска нанести вред пациенту.

Специальность «рефлексотерапевт» была утверждена в 1998 году. Доктора самостоятельно назначают и выполняют процедуры. Методики почти не имеют противопоказаний, поэтому пациентами могут быть взрослые и дети.

Во всех биологически активных точках организма наблюдается усиленный лимфоток и кровоток. В данных областях кислород поглощается гораздо активнее, за счет чего повышается чувствительность к давлению в определенных местах. В ответ на воздействие в акупунктурных точках образуется слабый электрический импульс, который передается к пораженному болезнью органу через ряд нервных центров. Процесс не просто стимулирует работу органа, но и активизирует систему восстановления.

Какие методики использует для лечения?

Профессиональный рефлексотерапевт в ходе лечения заболеваний может использовать различные методики воздействия на биологически активные точки.

  • Акупрессура – техника, предусматривающая воздействие на акупунктуры при помощи точечного массажа пальцами.
  • Фармакопунктура, представляющая собой подкожное введение лекарственных препаратов (в большинстве случаев – гомеопатических средств) в акупунктурные точки.
  • Иглоукалывание, являющееся самой распространенной методикой рефлексотерапии, при применении которой тонкие иглы вводятся в разные части тела. Длина используемых игл напрямую зависит от того, насколько глубоко располагается определенная точка. В зависимости от метода, используемого специалистом, выбирается техника введения – быстро, медленно, глубоко, поверхностно, с прокручиванием и комбинированием нескольких игл.
  • Апитерапия, подразумевающая под собой использование пчел, а также продуктов их жизнедеятельности – меда, воска, прополиса, маточного молочка. Лечение может проводиться посредством прямого ужаления в биологически активные точки, а также в сочетании с медикаментозными препаратами, гормонами, ЛФК и физиотерапией.
  • Аппликационная рефлексотерапия, при которой стимуляция осуществляется при помощи специальных пластин и шариков, которые крепятся к коже на определенных участках, после чего остаются на несколько дней или же сутки (в случае с пожилыми и тяжелобольными, а также детьми). Некоторые рефлексотерапевты используют в качестве аппликаций пророщенные семена и зерна, имбирь, чеснок, лук и другие раздражающие средства.
  • Магнитопунктура – стимуляция точек, обеспечивающаяся переменными или постоянными низкочастотными магнитными полями.
  • Термопунктура, при которой точки стимулируются, посредством прижигания полынными сигарами и специальными конусами. Процедура отличается тем, что оказывает незначительное раздражающее воздействие: пациент не испытывает болевых или других неприятных ощущений, а лишь чувствует тепло в стимулируемой области.

Каждый из способов имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Выбором методики, которая обеспечит достижение поставленной цели в максимально короткие сроки, занимается непосредственно лечащий рефлексотерапевт.

Помимо этих методик, многие доктора используют личные техники, доказавшие свою эффективность. На сегодняшний день открыто более 900 акупунктурных точек, которые связаны с различными системами и органами человеческого тела. Проводимые единичные процедуры и комплексные курсы лечения способствуют улучшению общего самочувствия, а также раскрывают каналы притоков жизненной энергии.

В ситуациях, когда пациент страдает от ряда неприятных симптомов, но доктора в поликлинике не могут выявить причину, оптимальным решением является обращение к специалисту в области нетрадиционной медицины. Рефлексотерапевт использует собственные методы диагностики, в ходе которых изучает состояние внутренних органов по «знакам», отображающимся на теле. Посредством воздействия на определенные точки и отслеживания реакций, доктор может сделать выводы о наличии проблем. Кроме того, благодаря современным технологиям и использованию передового оборудования, точность диагностических процедур значительно возросла.

Какие заболевания лечит?

В числе недугов, справиться с которыми помогает рефлексотерапевт, – множество патологий опорно-двигательного аппарата (миозит, артрит, бурсит, периартрит, пяточные шпоры, артрозы). Кроме того, к специалистам часто обращаются люди, страдающие от гипертонической болезни, хронического бронхита, гастрита, панкреатита и головных болей. Рефлексотерапия помогает справиться с нефритом, заболеваниями мочеполовой системы, нарушениями обмена веществ, анемией.

Помимо физических заболеваний, воздействие на различные точки организма является эффективным способом борьбы с бессонницей, депрессией, эмоциональной неустойчивостью и повышенной тревожностью.

Когда нужно обращаться к рефлексотерапевту?

Помощь специалиста может пригодиться не только при лечении, но и в ходе проведения профилактических мероприятий. Практика показывает, что к рефлексотерапевту обращаются в случае, когда традиционные методы лечения не дают ожидаемого результата. Помощь профессионала поможет при:

  • хронических болях и аллергиях;
  • нарушениях работы репродуктивной системы;
  • хронических и острых воспалениях;
  • задержках развития у детей и ДЦП;
  • кожных и инфекционных заболеваниях;
  • восстановлении после инсультов, полиомиелита, приступов эпилепсии.

Нередко за помощью рефлексотерапевта обращаются люди, страдающие от алкогольной, наркотической и прочих видов зависимости, которые разочаровались в традиционных методах лечения.

С какими органами работает врач-рефлексотерапевт?

Невозможно определить основной «рабочий орган» специалиста в области рефлексотерапии – врач воздействует на все активные точки человеческого тела. Процедуры позволяют справиться с заболеваниями различных органов, а также предотвратить развитие хронических недугов.

Именно комплексный подход к разработке курса лечения помогает добиться максимальных результатов.

Врач-рефлексотерапевт: как проходит прием?

Рефлексотерапевт ведет прием в полностью оборудованном кабинете, где установлена специальная кушетка, передовые приборы для электроакупунктуры и проведения других манипуляций по современным методикам, а также стерильный шкаф, в котором хранятся наборы для проведения процедуры иглоукалывания.

На первоначальном этапе врач собирает анамнез пациента, выявляет жалобы и оценивает его состояние. Очень важно своевременно определить локализацию патологии, чтобы грамотно составить план манипуляций. Именно поэтому необходимо предоставить специалисту подробную и честную информацию о своем образе жизни, характере питания, перенесенных недугах и травмах. Лучше взять с собой медицинскую карту, свежие результаты обследований и анализов.

Следует избегать походов к рефлексотерапевту в период обострения хронических недугов или заранее предупредить врача о своем состоянии. Только обладая актуальной информацией, специалист может составить эффективную программу лечения, которая не спровоцирует негативные последствия.

Очень важно учитывать, что для достижения максимальных результатов важно полноценно пройти курс лечения, даже если после нескольких сеансов пациент начинает чувствовать облегчение. Снижение болевого синдрома не означает, что проблема полностью устранена.

Какие анализы нужно сдавать?

Перед приемом у рефлексотерапевта обычно не нужно сдавать дополнительные инструментальные и лабораторные анализы. Однако бывают ситуации, когда специалист может назначить обследование, для того чтобы получить объективное представление о состоянии организма человека. Если у Вас на руках есть готовые результаты исследований и заключения других врачей, следует взять их с собой.

Как и все профессиональные врачи, рефлексотерапевты рекомендуют своим пациентам своевременно обращаться за помощью, в том числе регулярно проходить профилактические процедуры, позволяющие оградить себя от множества недугов. Любое заболевание гораздо проще предотвратить, чем вылечить.

  • своевременно и сбалансированно питаться;
  • регулярно испытывать физические нагрузки и отдыхать;
  • пребывать на свежем воздухе не менее одного часа в день;
  • вовремя и полноценно лечить все текущие заболевания, в том числе обычные простуды, а также отказываться от непроверенных народных методик.

Благодаря эффективности работы рефлексотерапевтов, подтвержденной сотнями тысяч положительных отзывов, услуги специалистов в данной области пользуются большой популярностью.

Если раньше доктора нетрадиционной медицины использовали только свои руки, знания и интуицию, то сегодня в процессе лечения им помогают современные компьютеры. Система обеспечивает точность диагностики и помогает выполнить процедуру, не нанося вреда организму пациента.

В соответствии требованиями специальности врач-рефлексотерапевт должен знать и уметь:

1.Общие знания:

Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации;

Основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, Всероссийской службы медицины катастроф;

Основы медицинской этики и деонтологии;

Принципы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях страховой медицины, основные вопросы экономики в здравоохранении;

Основы социальной гигиены и санитарно-эпидемиологической службы;

Общие принципы и основные методы клинический, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем организма;

Этиологию, патогенез, клиническую симптоматику, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний.

2.Врач-рефлексотерапевт должен уметь:

Оказать экстренную медицинскую помощь при травмах и угрожающих жизни состояниях, провести реанимационные мероприятия при терминальных состояниях;

Организовать и провести прием первичных больных различного профиля в амбулаторных и стационарных условиях;

Получать информацию об общем состоянии пациента, выявлять общие и специфические признаки заболевания в соответствии с общепринятыми современными медицинскими критериями;

Определять необходимые взаимодополняющие общие и специальные методы исследования и проводить анализ полученных данных;

Назначать и проводить необходимое лечение методами рефлексотерапии и комплексное лечение с их использованием;

Применять необходимые в работе врача принципы психологии общения, основные психотерапевтические навыки, проводить санитарно-просветительную работу среди населения;

Оформлять медицинскую документацию, применять статистические методы в здравоохранении, использовать персональный компьютер;

3. Специальные знания.

3.1. Врач-рефлексотерапевт должен знать:

Организацию службы рефлексотерапии в Российской Федерации, ее организационно-методическую структуру, действующие директивные и инструктивно-методические документы; задачи и структуру региональных и областных клинических центров рефлексотерапии;

Задачи, организацию труда и функциональные обязанности сотрудников центров, отделений и кабинетов рефлексотерапии;

Принципы планирования деятельности и отчетности учреждений службы рефлексотерапии;

Методику проверки организациии службы рефлексотерапии в структурах органов управления здравоохранением;

Общую методологию и основополагающие теоретические концепции традиционной акупунктуры;

Традиционную и современную теории механизмов лечебного, профилактического и реабилитационного действия средств и методов рефлексотерапии, показания и противопоказания к их использованию;

Топографию корпоральных акупунктурных каналов и точек, их классификацию, способы уточнения локализации, показания к исполь-зованию, их диагностическое и терапевтическое значение;

Топографию микроакупунктурных систем (аурикулярной, краниальной, кисти-стопы, назальной, оральной), их диагностическое и терапевтическое значение;

Специальные методы диагностики, применяемые в рефлексотерапии, основанные на измерении биоэлектрических температурных, морфологических и физиологических параметров точек акупунктуры;

Диагностическое значение и интерпретацию показателей, регистрируемых с точек акупунктуры;

Анатомические и гистологические основы рефлексотерапии, общую физиологию и патофизиологию центральной и периферической нервной системы, анализаторных (зрительной, слуховой, соматосенсорной) систем, физиологию и патофизиологию вегетативной нервной системы и регуляции вегетативных функций, физиологию и патофизиологию высшей нервной деятельности;

Морфо-функциональные особенности акупунктурных точек и каналов, их иннервацию и васкуляризацию;

Структурно-функциональные основы висцеро-соматических и сомато-висцеральных рефлексов, лежащих в основе рефлекторной диагностики и участвующих в развитии лечебных эффектов рефлексотерапии;

Механизмы рефлексотерапии, реализуемые соматической и вегетативной нервной системами, периферические и центральные уровни развития лечебных эффектов;

Механизмы развития рефлекторной аналгезии, современную теорию боли, морфофункциональную организацию ноцицептивной и антиноцицептивной систем организма;

Биохимические и биофизические основы рефлексотерапии, другие разделы фундаментальных медико-биологических наук, предусмотренные унифицированной программой подготовки врача-рефлексотерапевта;

Общие принципы и конкретные схемы сочетания методов рефлексотерапии с другими методами лечения, профилактики и реабилитации при различных заболеваниях и патологических состояниях;

Применение методов рефлексотерапии во всех областях клинической медицины, где они не противопоказаны;

Использование рефлексотерапии при диспансерном наблюдении в профилактических и реабилитационных целях, в санаторно-курортных учреждениях.

3.2. Специальные умения:

Провести клинический осмотр больного, поставить диагноз согласно современной нозологической номенклатуре и провести дифференциальную диагностику со смежной патологией;

Провести специальную диагностику функционального состояния акупунктурных каналов и микроакупунктурных систем, используя пальпаторные, инструментальные, аппаратно-программные и другие методы,

предусмотренные унифицированной программой подготовки врача-реф-лексотерапевта;

Выявить показания и противопоказания для рефлексотерапии;

Определить оптимальные для данного больного методы рефлекотерапии, их сочетание и использование в комплексном лечении;

Провести классические (иглоукалывание, прижигание) и современные (электрические, лазерные и др.) лечебные методы воздействия на точки акупунктуры и микроакупунктурных систем;

Предусматривать возможные осложнения рефлексотерапии;

Использовать скорую рефлексотерапевтическую помощь;

Использовать рефлексотерапию как самостоятельный метод лечения и как элемент комплексного лечения при всех нозологическиех формах, имеющих показания к ее применению.

ПО ПРЕПОДАВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ"

Послевузовское профессиональное образование по специальности "Рефлексотерапия" имеет свои существенные особенности, которые откладывают отпечаток на всю организацию учебного процесса, формы и методы проведения учебных занятий.

Программа обучения в ординатуре имеет два раздела: профессиональную подготовку и элективы. Профессиональная подготовка составляет 85% всего учебного времени и предусматривает теоретическую и клиническую подготовку. Теоретическая часть составляет не менее 5% учебного времен и включает в себя вопросы теории рефлексотерапии, вопросы управления здравоохранением, страховую медицину, ведение медицинской документации. Клиническая подготовка занимает 80% учебного времени, обязательно включая 8 недель работы ординатора в поликлинике за весь период обучения.

Элективные курсы в ординатуре направлены на более углубленную подготовку по специальности, ее разделам или смежным дисциплинам.

После окончания каждого этапа образовательно-профессиональной программы проводится итоговая аттестация, причем вопросы подготовки по смежным дисциплинам, управлению здравоохранением и элективы включаются во все формы контроля знаний ординаторов и курсантов.

При проведении учебного процесса, ориентированного на квалификационную характеристику врача-рефлексотерапевта, используются следующие его формы: лекция, семинар, практические занятия, самостоятельная работа курсантов.

Учебная лекция - одна из форм систематических учебных занятий, в задачу которой входит: определение содержания изучаемого предмета, ознакомление слушателей с развитием науки по специальности "Рефлексотерапия", ее связи с другими научными проблемами и практикой здравоохранения, формирование деонтологических принципов.

На лекцию выносят наиболее сложные теоретические разделы курса, требующие глубокого понимания и логического изложения. В зависимости от целей и содержания различают следующие виды учебных лекций:

Вводная лекция знакомит курсантов с сущностью рефлексотерапии, историей ее развития в России и за рубежом, ее связью с другими медицинскими и биологическими проблемами, новейшими достижениями науки, вопросами организации здравоохранения.

Обзорная лекция касается общих, ведущих проблем рефлексотерапии с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной медицинской и биологический науки.

Тематическая лекция представляет собой часть систематического курса лекций, посвящается разбору одной темы или одного раздела учебной программы.

В структуре лекции имеется введение, содержащее цель лекции, основное изложение материала и заключение с краткими выводами по отдельным разделам лекции. Лекции читают наиболее квалифицированные преподаватели - заведующий

кафедрой, профессор, доцент. Объем лекции в часах и по тематике определяется учебным планом цикла, число лекционных часов в день не должно превышать 4-х академических часов (45 мин.).

К каждой лекции составляют методические разработки, содержащие название лекции, объем учебного времени, цели и задачи ее, контингент слушателей, последовательность изложения материала (план или конспект), характер иллюстративного материала, перечень основной литературы по теме лекции. Лекции предварительно обсуждают на методическом совещании кафедры.

Чтение лекций проводят в специально оборудованном помещении, позволяющим демонстрировать таблицы, слайды, приборы и работать с другими техническими средствами обучения. На лекциях присутствуют все слушатели цикла, которых предварительно знакомят с темой лекции.

Учебную нагрузку преподавателю, читающему лекцию, учитывают по фактически затраченному времени и отмечают в журнале педагогической нагрузки кафедры и отчете куратора цикла.

2. СЕМИНАР.

Семинар - систематическая, наиболее активная и эффективная форма учебного процесса, способствующая глубокому и детальному усвоению учебного материала, входящего в состав учебного плана.

Общие цели семинара: углубление и закрепление теоретических знаний курсантов по конкретному разделу, теме учебной программы, формирование умений и навыков их использования, развитие логики мышления, способности принимать правильное решение. Семинар является важным связующим звеном между теоретическим освоением специальности рефлексотерапии и применением этих положений на практике, служит формированию у курсантов профессиональных качеств, научного мышления.

На семинары выносят, как правило наиболее сложные разделы программы, требующие глубокого осмысления, логических действий, выработки конкретных решений. Объем в часах, тематика и содержание семинаров определяются учебным планом цикла.

В подготовке к семинару преподавателю следует:

Четко определить цели и задачи семинара, дать название его в строгом соответствии с учебным планом программы,

Составить методическую разработку семинара, содержащую порядок работы, перечень вопросов для дискуссии и литературу, необходимую для предварительной проработки,

Использовать содержание теоретических занятий (лекций) по тематике семинара.

Предварительная самостоятельная подготовка курсантов к семинарам обязательна. Она включает ознакомление с темой предстоящего семинара, перечнем обсуждаемых вопросов и необходимой литературой. Продолжительность одного учебного часа семинара 45 минут, общая продолжительность семинара от 1 до 4 часов. Руководство семинаром поручается наиболее опытным в методическом отношении и подготовленным преподавателям из числа профессоров, доцентов, ассистентов, а в отдельных случаях - работникам практического здравоохранения.

Повышению эффективности семинаров способствует обеспечение их вспомогательными средствами, к которым относят плакаты, таблицы, схемы, технические средства обучения, а также учебно-методические материалы (справочная литература, методические разработки).

В зависимости от целей, задач обучения используют следующие виды семинаров:

Семинар-коллоквиум проводят с целью проверки освоения ин-

формации, полученной на занятиях, повторения и закрепления знаний, их оценки. Методика проведения заключается в вопросах и ответах (устно или в письменной форме). Программированный тестовый контроль знаний. Учебная нагрузка рассчитывается по фактическим затратам времени согласно расписанию преподавателю, ведущему семинар.

Семинар по обсуждению контрольных работ проводят в целях выяснения неясных вопросов, закрепления информации. Преподаватель, ведущий семинар, знакомится с контрольными работами курсантов и проводит анализ допущенных ошибок. Учебная нагрузка рассчитывается по фактическим затратам времени согласно расписанию преподавателю, ведущему семинар.

Семинар-дискуссия проводится с целью сообщения новой информации, развития мышления, умения применять знания на практике, приобщения курсантов к научной деятельности. Преподаватель, ведущий семинар, ставит на обсуждение вопросы проблемного характера, проводит дискуссию, дает оценку прошедшего обсуждения и подводит итоги. Учебная нагрузка рассчитывается по фактическим затратам времени согласно расписанию преподавателю, ведущему семинар.

Семинар-конференция - одна из форм семинара, являющаяся связующим звеном между теоретическими положениями науки и применением их на практике. Общая цель семинара-конференции - сообщение новой информации (результатов научных исследований, апробации новых методов диагностики, лечения, реабилитации, профилактики и др.) одним из курсантов цикла. В структуре семинара-конференции выделяют вводную часть, выступление докладчика, выступление содокладчиков (рецензентов), дискуссию по основным положениям доклада, заключение преподавателя, ведущего семинар-конференцию. Семинар-конференцию проводят зав.кафедрой, профессор или доцент со всеми курсантами цикла. Учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава кафедры, участвующего в семинаре-конференции, определяют из фактических затрат времени и учитывают ведущему конференцию и всем преподавателям, присутствующим на ней.

Семинар - учебно-реферативная конференция является одной из форм семинара, которая способствует более глубокому и детальному усвоению предмета, служит школой научного мышления, формированию творческой мысли обучаемого, связи между теоретическими положениями рефлексотерапии и применением их на практике, развитию интереса к поиску в литературе необходимой информации, выработке собственного мнения будущего врача-специалиста. В самом начале цикла зав. кафедрой и куратор с учетом состава курсантов и уровня их подготовки намечают темы наиболее актуальных реферативных докладов, распределяют темы среди курсантов. По каждому из сообщения назначают консультанта из числа преподавателей для помощи курсантам в поиске и подборе необходимой литературы. Учебно-реферативную конференцию проводит зав. кафедрой или профессор. Проведение учебно-реферативной конференции возможно за счет сокращения объема лекционной части курса. Частота проведения учебно-реферативной конференции не более 1 раза в 2 недели. Учебно-реферативную конференцию проводят со всем циклом. Педагогическую нагрузку учитывают всем преподавателям, принимавшим участие в конференции.

Семинар-экскурсия знакомит курсантов с новейшими достижениями науки и практики рефлексотерапии, способствует более глубокому усвоению предмета, расширяет кругозор будущих врачей-специалистов. Оъектом семинара-экскурсии могут быть отделения и кабинеты рефлексотерапии лечебно-профилактического учреждения, отделы

и лаборатории различных направлений и проблем рефлексотерапии научно-исследовательских институтов. Задачами семинара-экскурсии являются ознакомление с опытом работы, ознакомление с достижениями науки, перспективы развития. К проведению семинара-экскурсии следует привлекать основных работников объекта посещения. Семинар-экскурсия проводится с курсантами всего цикла, отражается в расписании занятий и журнале педагогической нагрузки. Учебную нагрузку учитывают куратору цикла или преподавателю, сопровождающему курсантов цикла.

3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Практическое занятие - одна из форм систематических учебных занятий, приближенных к реальным условиям работы врача-специалиста, направленных на развитие самостоятельности курсантов и приобретение необходимых навыков и умений для практической работы.

Практические занятия на цикле специализации по рефлексотерапии являются важнейшей составной частью общего курса и заключаются в освоении раздела анатомических основ рефлексотерапии, топографии точек акупунктуры, методов определения локализации точек акупунктуры, применения знаний по использованию различных методов рефлексотерапии (классической корпоральной и аурикулярной, электропунктуры, лазеропунктуры и др.). К практическим занятиям относятся также курация больных.

Практические занятия могут носить характер демонстрационных или самостоятельных, в ходе которых курсанты по рекомендации преподавателя или по методическим указаниям проводят необходимые этапы работы. Продолжительность одного занятия 45 минут, общая продолжительность не более 6 часов в день. Перечень умений и навыков, которыми должен овладеть курсант в процессе практических

занятий, определяется квалификационной характеристикой врача-рефлексотерапевта (Приложение 3 Приказа МЗ РФ N364 от 10.12.97).

При подготовке к практическому занятию преподаватель определяет цели и задачи занятия, обеспечивает необходимые оборудование и другие технические средства, составляет методическую разработку, включающую критерии контроля знаний, умений и навыков. Учебная нагрузка рассчитывается по фактическим затратам времени согласно расписанию преподавателю, ведущему практическое занятие.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ.

Самостоятельная работа курсантов, выполняемая без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, является основной формой организации учебного процесса. К самостоятельной работе относят различные по форме и организации занятия, отражающие виды деятельности врача:

Работа с учебной литературой и учебными пособиями,

Работа в виде учебных задач и упражнений по составлению программ акупунктурного лечения (сочетание точек акупунктуры в зависимости от жалоб, состояния больного, клинической и аппаратной акупунктурной диагностики),

Тестовые и ситуационные задачи,

Подготовка обзорных, реферативных и научных докладов,

    курация больных и пр.

5. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

Контроль знаний является основным элементом управления учебной деятельности и находится в тесной связи с другими элементами

педагогической системы - учебными целями, организационными формами обучения, дидактическими процессами. Оценка знаний и умений слушателей должна быть всесторонней, во взаимосвязи с учетом требований, которые предъявляют к уровню профессиональной компетентности и квалификации врача-специалиста. Оценку знаний и умений проводят прежде всего в отношении тех действий курсанта, которые необходимы ему для выполнения профессиональной деятельности.

Контроль обучения проводят на всех этапах учебного процесса. Различают предварительный (вводный, базисный), текущий и итоговый контроль. Базисный контроль проводят в самом начале занятий на цикле с целью определения уровня подготовленности курсантов. Это дает возможность внести коррективы в учебный план цикла, правильно комплектовать группы, оптимально построить индивидуальное обучение. Текущий контроль проводят в ходе учебных занятий с целью установления степени усвоения учебного материала на определенном этапе обучения по завершению конкретной темы или раздела программы. Итоговый контроль (экзамен) проводят в конце обучения с целью оценки результатов обучения, уровня достижения учебных целей.

Контрольные вопросы, задачи должны соответствовать целям обучения и касаться оценки уровня профессиональной квалификации каждого врача-специалиста. Возможны следующие способы контроля:

Контроль, осуществляемый преподавателем,

Контроль с помощью технических средств,

Самоконтроль,

Самоконтроль с помощью технических средств.

Выбор способов контроля определяется целями контроля, контингентом курсантов, наличием контролирующих программ и технических средств контроля. Используют различные методы контроля: устный, письменный, практический и тестовый.

Устный контроль променяют в ходе лекции, семинара и практического занятия на всех этапах учебного процесса. Целью его является оценка уровня знаний, понимания учебного материала, логики мышления.

Письменный контроль в виде письменных контрольных заданий, учебных упражнений, обзоров, рефератов, докладов применяют на всех этапах обучения.

Практический контроль, оценивающий, в первую очередь, практические, мануальные навыки и умения в рефлексотерапии, используют в качестве итогов практического занятия и в качестве итогового экзамена с целью оценки достигнутого результата.

Тестовый контроль дает возможность количественной оценки результатов обучения и измерения (квалиметрии) объема знаний при минимальных затратах времени как в малых, так и больших учебных группах. Его применяют в качестве базисного и итогового контроля без и с помощью технических средств. Комплект тестовых заданий должен полностью охватывать содержание программы обучения по специальности ("банк" тестов обычно содержит от 1500 до 2000 тестовых заданий и образцов ответов).

Контрольные занятия могут проводиться в виде семинара или практического занятия. Учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава, проводящего контроль обучения рассчитывается по фактическим затратам времени.