Трудоустройство выпускников вузов – это вопрос, который актуален всегда, в любое время. Огромное количество высших учебных заведений, колледжей, институтов, выпускает множество специалистов в самых разных сферах – и каждого из них касается проблема трудоустройства выпускников вузов.

Сегодня мы с Вами поговорим о том, какие проблемы трудоустройства выпускников существуют, и каким образом их можно решить. Но сперва поговорим о преимуществах и недостатках такой системы (а также о том, что вообще она из себя представляет). Также нами будут рассмотрены различные вероятные методы трудоустройства.

Трудоустройство выпускников по специальности: какие последние новости имеются по данной теме?

Для начала рассмотрим свежие новости по рассматриваемой теме (и дадим по ним краткие комментарии):

  1. Трудоустройство выпускников вузов в стране. Правительство в кои-то веки заметило, что далеко не каждый выпускник высшего учебного заведения может найти себе рабочее место непосредственно по той специальности, на которую обучался.
  2. Следующая новость, которая вызвала интерес – создание специальной социальной сети для содействия трудоустройству выпускников высших учебных заведений. То есть, соответствующих порталов с огромным количеством вакансий нам не хватает, и государство решило создать видимость напряженной работы посредством создания социальной сети. Доверять данной инициативе как-то не получается.
  3. Новость о введении обязательной отработки для тех, кто учится на бюджетном отделении. Данная новость не такая уж и плохая – человек сначала обучается, затем его берут на уже готовое рабочее место. Ничего страшного в этом нет – за то не нужно будет бегать по собеседованиям, мониторить вакансии и так далее.

Какие способы предполагает система трудоустройства?

Основной метод трудоустройства выпускников вузов по специальности – это распределение после обучения в университете. Если ваши родители учились в то время, когда данный способ устройства на работу был единственным, проконсультируйтесь с ними (или с бабушками, дедушками).

Иногда вузы предлагают работу по специальности

Что представляет собой распределение после учебы в университете? Исходя из названия, трудоустройство выпускников учебных заведений считается процессом, при котором вы не просто учитесь, получаете диплом, ищете с ним подходящего работодателя – это совершенно иной случай. Вы дотошно отучиваетесь несколько лет, получаете статус бакалавра, то есть, гражданина, имеющего . Вам на руки выдают не просто диплом, но и направление на работу в определенной организации.

Само собой, просто так (все вместе) вам ничего не выдадут – сначала необходимо пройти в своем университете конкретные процессы, поговорить с работодателем и так далее. Но у такого способа есть и определенные недостатки, о которых мы и поговорим далее. Недостатками можно считать такие моменты:

  1. Если вас сложно назвать прилежным учеником, вряд ли работодатели захотят вас брать к себе. Согласитесь, что здесь есть логика – кому нужен некомпетентный сотрудник? Другими словами, обязательно нужно учиться хорошо.
  2. Еще один недостаток состоит в следующем – вакансий, на которые вы бы с удовольствием пошли, может и не оказаться. Но здесь стоит отметить следующий момент: Государственная Дума уже изучает законопроект о том, что каждый бюджетник обязан будет отработать денежные средства, затраченные на него государством.
  3. Следующий недостаток – никто не знает, куда именно вы будете распределены. Если для граждан, живущих не в мегаполисах, это не особо глобальная проблема (хотя и радости особой здесь все же нет), то жители крупных городов вряд ли с удовольствием поедут работать в условном Владивостоке.
  4. Следующий недостаток, который предполагает такая система трудоустройства выпускников – никто не может гарантировать вам стабильный хороший заработок. И варианта подыскать другое рабочее место у вас не будет – нужно будет на протяжении нескольких лет работать именно там, куда вас направили.

Но у такой программы трудоустройства выпускников есть и положительные моменты. Основное преимущество заключается в следующем – большинство выпускников вынуждено искать рабочие места, как месяцами, так и годами. А тут все очень удобно: учеба закончена, и вам уже есть, где работать. Несмотря на то, что преимущество здесь одно, а недостатков куда больше, возможно, для кого-то оно окажется самым главным и решающим.

Первый метод рассмотрен – переходим ко второму. Речь пойдет про трудоустройство выпускников школы по целевому направлению.

Особенности трудоустройства по целевому направлению

Целевым направлением называют возможность бесплатного обучения в университете, получения специальности, а также рабочего места.

Какими преимуществами обладает такой вариант:

  1. Проще поступить, ниже проходной балл ЕГЭ.
  2. Обучение на бесплатной основе – все оплачивается организацией, выдавшей целевое направление.
  3. После окончания обучения вам предоставят рабочее место. Институт, организация и вы заключаете договор, в котором фиксируется такой момент: вы должны проработать пару лет в этой организации либо вернуть ей все денежные средства, затраченные на ваше обучение.

Недостатки поступления таким методом:

Само собой, у любого, даже самого оптимального варианта, всегда находятся и недостатки. Может быть, для вас это не будет иметь принципиального значения, но учитывать эти моменты стоит:

  1. Вам может разонравиться выбранная специальность. К примеру, вы осознаете, что желаете быть не юристом, а . Но, завершив свое обучение, пойдете работать по юридической специальности.
  2. Вам не будет выплачиваться стипендия от вуза. О повышенной стипендии можно даже и не мечтать. Может быть, ее будет платить организация – но этот момент остается на их усмотрение.
  3. У вас не будет возможности совершить переезд в иной регион – до отработки прописанного в соглашении периода времени.
  4. Может быть, вас регулярно летом будут отправлять на прохождение специальной практики.

Трудоустройство выпускников университета принудительного характера

Что представляет собой такая служба содействия трудоустройству – таким вопросом задаются многие учащиеся различных ВУЗов и институтов. В реальности же ничего особенного в таком методе нет.


После бесплатного обучения придется отработать на готовом рабочем месте от вуза

Просто недавно прошла информация о том, что выпускникам-бюджетникам придется отработать несколько лет в государственной организации.

Но, в таком подходе есть и плюс – бесплатное обучение, а после – готовое рабочее место. Не нужно ходить по , искать место по своей специальности – Вас прикрепят сразу после получения диплома.

Каким образом можно устроиться на рабочее место, если никакие корректировки внесены не будут?

Положение о содействии трудоустройству выпускников гласит следующее: скорее всего, в ближайшем будущем никаких новых изменений по этой части внесено не будет. Другими словами, все, как и раньше будут получать диплом и самостоятельно искать работу по своей специальности.


В большинстве случаев, работу выпускники ищут сами

Не стоит забывать о том, что самое важное при трудоустройстве – это вовсе не наличие красного диплома. Самое главное – рабочий стаж, даже если он имеется по совсем другой профессии. Для получения такого опыта стоит снизить свои требования и поработать на более простой работе – возможно, не за самую высокую заработную плату.

Университеты с трудоустройством

В нашей стране сейчас огромное количество учебных заведений, предлагающих трудоустройство выпускникам образовательных организаций. По каждой отрасли есть свои вузы. Поговорим о них далее.

Сфера IT-технологий

Самые распространенные профессии в данной сфере – программисты, тестировщики, сисадмины, администратор данных. В наше время информационные технологии пользуются особой востребованностью.

Даже специалист-новичок в первый рабочий год после завершения обучения вправе надеяться на заработную плату в 50 000 рублей, а спустя несколько лет 85 000 рублей.


Работники сферы IT получают одни из самых высоких заработных плат в мире

Университеты по данному направлению:

  1. МГУ имени Ломоносова – Факультет вычислительной математики и кибернетики;
  2. НИИ — Институт автоматики и вычислительной техники;
  3. НИИ ВШЭ — факультет бизнес-информатики;
  4. Московский технический университет связи и информатики – информационные технологии;
  5. Бауманский университет – информатика и системы управления.

Юридическая сфера

Хотя юристов сейчас очень много, на грамотных специалистов спрос есть всегда. Речь идет о судьях, судебном приставе, адвокате, юрисконсульте.


На грамотных юристов всегда есть спрос

После завершения обучения составляет приблизительно 35 000 – 40 000 рублей.

Через несколько лет эта цифра увеличиться. Стаж более десяти лет позволит зарабатывать около двухсот тысяч рублей и более.

Рейтинг вузов по трудоустройству выпускников в сфере юриспруденции

  1. МГУ имени Ломоносова – юрфак;
  2. ВАТ – международный факультет;
  3. МГИМО;
  4. НИИ ВШЭ – факультет права;
  5. МГЮА;
  6. РУДН.

Экономическая и финансовая сферы

По мнению специалистов, финансовая отрасль еще не так развита, как остальной рынок труда. Прохождение обучения завершается тем, что новые специалисты без проблем находят себе рабочие места в банковской отрасли.


Финансовый аналитик тоже пользуется большим спросом

Самые распространенные профессии в данной отрасли – финансовый аналитик, аудитор и многие другие. Само собой, на какие-то специальности устроиться проще (меньше специалистов), на какие-то – сложнее.

После прохождения обучения новые специалисты могут рассчитывать на заработную плату приблизительно в 30 000 рублей. Десятилетний рабочий стаж позволит рассчитывать на заработную плату в 200 000 рублей.

Список университетов службы содействия трудоустройству выпускников

  1. РАНХИГС – финансовый факультет.
  2. Финансовый университет при Правительстве РФ – международные экономические отношения.
  3. Московский университет им. С. Ю. Витте — Факультет экономики и финансов.
  4. НИИ ВШЭ – Международный институт экономики и финансов.

Медицинская сфера

Чаще всего трудоустройство выпускников колледжа (медицинского) подразумевает работу медсестрой, провизором, фельдшером – по сообщениям экспертов.

Медсестра всегда нужна в больнице

Центр трудоустройства выпускников выделяет следующие медицинские учебные заведения – по рангу популярности специалистов:

  1. Сеченовский университет – факультет фармацевтики;
  2. Пироговский университет – факультет педиатрии;
  3. Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова – лечебный факультет;
  4. Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова — Лечебный факультет.

Стоит отметить, что это далеко не полный перечень вузов для трудоустройства выпускников техникумов по каждому направлению. Есть и другие – нами были перечислены только самые известные и востребованные по каждой из рассмотренных специальностей.

Служба трудоустройства выпускников – что представляет собой данная система?

Некоторые учащиеся обращаются в специальные службы, чтобы им подобрали рабочее место в той или иной организации. Если желаете воспользоваться таким вариантом трудоустройства, сперва обратитесь в свое высшее учебное заведение – там Вам подскажут, какие именно действия нужно предпринять. Не исключено, что Вам быстро подберут рабочее место – практически у всех популярных университетов страны есть договоренности с разными организациями.

Таким образом, это самый оптимальный вариант устройства на работу, хотя определенные плюсы есть и у остальных.

Подведение итогов

Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее: программа содействия трудоустройству выпускников – это актуальная проблема, как для учащихся, так и для государства. Государство старается с каждым годом все больше и больше развивать разные направления решения данного вопроса – чтобы у выпускников учебных заведений не было проблем с трудоустройством. Для этого предпринимается огромное количество самых разных мер и действий.

Видео в тему: Трудоустройство выпускников

А это значит, что большин-ство детей, как и в прошлые годы, планируют поступать на юристов, экономистов и управленцев - на эти факультеты требуют именно этот предмет. Но в итоге по специальности работают меньше половины отучившихся. Куда идут остальные? В продавцы! Потому что работодатели ищут прежде всего менеджеров по продажам, потом - квалифицированных рабочих и инженеров. Последние на рынке в большом дефиците. Особенно инженеры-конструкторы и технологи. Неслучайно многие предприятия подбирают себе инженерные кадры уже из студентов старших курсов вузов и колледжей. Чтобы мечты не разошлись с реальностью, стоит приглядеться к рейтингу самых востребованных специальностей (см. инфографику).

«По данным нашего исследования, при подборе молодых специалистов менеджеры по персоналу обращают внимание прежде всего на личные и деловые качества претендента, - говорит Дарья Шурыгина, ведущий аналитик рекрутингового портала Superjob.ru , - а также на наличие хотя бы минимального опыта (45%). Уровень и каче-ство образования - на третьем месте (34%). Однако вуз всё же имеет значение, так как при прочих равных предпочтение отдадут кандидату с дипломом престижного вуза. А при первом трудоустройстве диплом зачастую играет определяющую роль».

Инфографика: АиФ

Культ успеха и денег

Игорь Белобородов, с-оциолог, научный директор Независимого института с-емьи и демографии:

Современным подросткам придётся труднее, чем их сверстникам даже несколько лет назад, поскольку мир за это время стал гораздо более сложным, нестабильным. Они попали в эру массовой миграции, а это значит, что многие их однокурсники окажутся людьми совершенно иной ментальности и культуры. Им труднее будет находить общий язык с окружающими, дружить, любить, создавать семьи. Ведь во время этнических пограничных войн даже взрослые состоявшиеся люди не могут порой понять, где правда, а где ложь. Что же говорить о неокрепших юных умах...

Уже сейчас у подростков формируется отсутствие моральных норм и табу: в жизни, исподволь внушают им, есть место только целесообразности, цинизму и деньгам. Посмотрите любую рекламу по ТВ - везде культ успеха, секса и красоты. В ней не находится места труду, уважению к другим, идее помочь слабым и беззащитным.

Но есть и плюсы. Благодаря развитию информационных технологий образование становится доступнее. Это повышает шансы детей в том числе из малообеспеченных семей и даёт им хороший старт для успешной жизни.

Жизнь как эксперимент

Пётр Дмитриевский, психолог центра по работе с подростками «Перекрёсток» МГППУ:

Главное умение, которое надо прививать нынешним детям, - умение адаптироваться. Потому что спрогнозировать, какая профессия будет актуальна через 5 лет, невозможно! Самый ценный жизненный навык - осваиваться в неопределённой ситуации. Именно этому важно научить вступающего во взрослую жизнь школьника. Для этого нужно вооружить подростка тремя орудиями: надеждой, умением контактировать и смелостью пробовать. Рассказывайте о своих ситуациях замешательства, о том, какие неожиданные решения оказывались полезными. Тогда выше вероятность, что, столкнувшись с неожиданностью, недавний школьник не впадёт в отчаяние, а воспримет это как сложную, но интересную задачу. Надо развивать навыки общения. В непонятных и неприятных ситуациях важно не впасть в изоляцию и депрессию, а уметь организовать себе поддерж-ку. Наконец, надо научить относиться к жизни как к эксперименту. Если выпускник (а также его родитель) не будет видеть за каждым неверным шагом катастрофу, он и в ситуации неопределённости продолжит перебирать варианты и в конце концов найдёт правильный выход.

Cистема образования не соответствует запросам рынка труда ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки, отмечают авторы обзора на портале Eurasianet. В материале приводятся данные разных аналитических центров страны и нескольких исследований ИСИЭЗ. В частности, представлены результаты Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ и выводы доклада «Российская молодежь: образование и наука».

Около трети выпускников вызов работают не по специальности, причем каждый четвертый закончивший институт трудится на работе, не требующей высшего образования. С одной стороны, выпускники сталкиваются с разнообразными трудностями при поиске работы, с другой - их навыками недовольны 91% работодателей.

Причины, по словам экспертов, в том, что система образования не соответствует запросам рынка труда - ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки. Юристов и экономистов в 10 раз больше потребностей рынка, в то время как не хватает специалистов в сферах информационных технологий, науки и здравоохранения. В учебных заведениях устаревшее оборудование, преподаватели не могут сконцентрироваться только на своей работе из-за низких зарплат, а сами студенты в период обучения работают не для получения навыков, а для заработка денег.

Согласно последним полным данным Росстата (исследования проводятся каждые пять лет), в 2010-2015 годах получили диплом 10,7 миллиона человек. Из них 5,5 миллиона выпускников (из 7,3 миллиона искавших работу) столкнулись с трудностями при трудоустройстве, главным образом из-за отсутствия опыта (3,8 миллиона), низкого уровня зарплаты (2,3 миллиона), в связи с отсутствием вакансий (1,7 миллиона) и из-за трудности найти работу по специальности (1,2 миллиона). В результате в первый год после выпуска трудоустроились 5,9 миллиона человек из 7,3 миллиона, искавших работу, следовательно, остались без работы в этот период - 1,4 миллиона.

Проблемы с трудоустройством испытывают выпускники как высших учебных заведений, так и средних. По данным Минобразования РФ, из получивших диплом в 2014 году, сидели без работы в течение года 43% выпускников средних учебных заведений и 23% выпускников вузов. По выпускникам 2015 года имеются данные только по вузам: в течение года не смогли трудоустроиться 25% человек.

Отсутствие профессиональных навыков

По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), в 2005 - 2015 годах снизился интерес работодателей к выпускникам. Например, в строительстве доля предприятий, нанимавших выпускников, сократилась с 70% в 2005 году до 43% в 2015 году, в торговле - с 53% до 38%, в промышленности - с 73% до 62%. Руководители российских компаний не удовлетворены навыками самоорганизации выпускников, их умением анализировать, решать задачи в нестандартных ситуациях, а их профессиональную подготовку они оценивают в 3,5-3,7 балла из пяти.

О нехватке у выпускников вузов практических навыков, по данным ВЦИОМ, заявляет 91% работодателей, у выпускников средних профессиональных организаций, по информации «Бостон консалтинг групп» (The Boston Consulting Group), 60% работодателей.

Согласно выводам BCG, приобретению профессиональных навыков учащихся препятствует то, что система образования «не слышит» бизнес. Также этому способствует бедность материально-технической базы учебных заведений.

«Большая часть станочного парка в России - аналоговое оборудование. Но аналоговый тип был характерен до 1980-х годов, сейчас уже совсем другие реалии», - считает Роберт Уразов, генеральный директор союза WorldSkills Russia. Качественной подготовке студентов мешает и недостаток цифровых средств.

Компенсировать нехватку практических навыков мог бы опыт работы по профессии. Однако во время учебы большинство студентов средних учебных заведений (61,8%) работают не по специальности. Больше половины студентов всех видов учебных заведений () работают исключительно для удовлетворения финансовых потребностей. За опытом, который впоследствии могли бы оценить работодатели, идут лишь 21,5% студентов средних профессиональных организаций и 28% студентов вузов.

Трудности преподавания

Есть вопросы и к уровню преподавания. Например, по данным ВШЭ на 2015 год, только 3,9% преподавателей средних учебных заведений используют в обучении студентов научную литературу на иностранном языке и 7% педагогов - учебную литературу. Это связано с низким уровнем владения иностранными языками и преподавателей, и студентов.

Нежелание преподавателей повышать свой уровень во многом объясняется их низкой зарплатой и высокой учебной нагрузкой. Несмотря на обещания государства повысить среднюю зарплату педагогов, ее уровень в 2017 году составил 76% к уровню в обрабатывающих производствах, и это всего на 1% больше, чем в 2011 году.

«Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей... Жалованье провинциального профессора составляет... менее 500 евро... Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье» - говорится в открытом письме министру образования РФ (апрель 2017 года), автором которого является Вера Афанасьева, профессор Саратовского госуниверситета.

Несоответствие ожиданиям работодателя

По словам управляющего партнера консалтинговой компании Odgers Berndtson Романа Тышковского, спрос работодателей не соответствует предложению вузов ни по количеству специалистов, ни по качеству их подготовки. По данным Рособрнадзора, юристов и экономистов выпускается в 10 раз больше необходимого количества. А по информации ЦБ, дефицит квалифицированных кадров наблюдается в здравоохранении, образовании, науке, технике и информационных технологиях.

Частично несоответствие рабочей силы запросам рынка труда может быть вызвано сильной распространенностью работы не по специальности. По различным данным, не по своей специальности работают от 60% до 73% экономически активного населения.

Другая особенность российского рынка труда заключается в том, что каждый четвертый выпускник вуза выполняет работу, не требующую высшего образования. Например, такое образование имеют 14% российских продавцов и охранников. Это объясняется тем, что многие работодатели ищут сотрудников с высшим образованием не потому, что оно требуется в работе.

«Работодатель считает, что высшее образование дает работнику некий кругозор, кроме того, люди с высшим образованием более ответственные и лучше обладают коммуникативными навыками», - считает директор центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства и госслужбы Татьяна Клячко.

На фоне чисто российских проблем, в остальном мире, по мнению Клячко, растет спрос на либо очень высококвалифицированных специалистов, либо просто на ответственных исполнителей. Эта тенденция наблюдается на фоне развития информатизации и использования технологий.

«При сохранении существующей [характеризующейся отсутствием спроса на знания] структуры рынка труда еще на 7-10 лет отставание России от стран-лидеров мировой экономики рискует стать несократимым», - подчеркнул старший партнер и управляющий директор, председатель BCG в России Владислав Бутенко, комментируя итоги исследования «Россия 2025: от кадров к талантам», проведенного его компанией совместно со Сбербанком, WorldSkills Russia и Global Education Futures. - Удешевление технологий, повышение волатильности делают весьма вероятным сценарий «обрыва», т. е. достаточно резкого ухудшения экономической ситуации", если в ближайшие годы не произойдет качественных изменений.

Несмотря на рост числа работников с дипломом (с 23,8% в 2001 году до 32,2% в 2014 году), каждый четвертый россиянин, окончивший вуз, выполняет работу, не требующую высшего образования. При этом около 30% работников считают, что работают не по специальности. К таким выводам пришли авторы исследования Высшей школы экономики "Где и кем работают высокообразованные россияне". ТАСС изучил работу, чтобы узнать, какие специалисты чаще работают по полученной профессии, кто занимает руководящие должности, а чей потенциал используется не до конца.

Согласно исследованию, среди работающих россиян больше всего обладателей дипломов экономистов и инженеров, меньше всего - аграриев, искусствоведов и специалистов естественных наук и математики. При этом среди мужчин - специалистов технического профиля, а среди женщин - экономистов и педагогов.

Авторы работы отмечают, что образование молодых и пожилых работников различается. Среди молодежи преобладают дипломы экономистов, а среди работников от 40 лет и старше на первом месте инженерная подготовка. Из этого эксперты делают вывод, что обе группы не конкурируют напрямую на рынке труда, так как предъявляют спрос на разные рабочие места.

Более половины дипломированных работников (55,8%) занимают позиции специалистов высшего уровня квалификации. Больше всего таких сотрудников среди выпускников медицинских вузов, меньше всего среди инженеров и аграриев.

Почти каждый шестой выпускник вуза занимает руководящую должность. Чаще всего в кресло руководителя садятся инженеры, специалисты в области сельского хозяйства, а также экономисты и управленцы.

Четверть обладателей высшего образования (26,6%) работают на позиции, для которой оно избыточно. Тут явным лидером выступают выпускники сельскохозяйственных вузов. Реже других выполняют работу ниже своей квалификации медики.

Что касается субъективной оценки соответствия выполняемой работы и специализации, указанной в дипломе, то 71,4% работающих россиян отмечают, что работают по профессии. В основном такого мнения придерживаются медики, а вот среди специалистов в области сельского хозяйства гораздо больше тех, чье образование никак не связано с нынешней работой.

Таким образом, авторы исследования констатируют, что выпускники медицинских вузов могут считаться самой благополучной группой: они не зря тратят время в университете, так как в дальнейшем работают по специальности и занимают позиции, требующие высокой квалификации. Хуже всего дела обстоят у аграриев, профессия которых чаще, чем у других, оказывается не связана с дипломом, к тому же зачастую вообще не требует высшего образования. Правда, среди них достаточно высок процент руководителей.

Кончились вступительные экзамены в вузы. Раньше считалось, что счастливчикам, которые поступили, предстоят пять лет безмятежной и счастливой студенческой жизни. Времена изменились: теперь большинство студентов с самых первых курсов озабочены устройством на работу. Некоторые начинают трудиться по специальности уже со второго-третьего курсов.

Кого предпочитают современные работодатели и к чему стремятся сами выпускники? Проанализировав это, можно ясно увидеть, каково качество нынешнего российского высшего образования.

Ожидания абитуриентов

В прошлом году компания "Begin group" в рамках проекта "Examen" занималась анкетированием московских абитуриентов. По телефону они опросили 182 человека - старшеклассников и выпускников школ. На вопрос о том, что они хотят делать после окончания вуза, 46 процентов поступающих сказали, что собираются работать по специальности, еще 12 процентов хотели бы работать по специальности, однако не уверены, что им удастся это осуществить. 33 процента намерены изучать в вузе специальность, которая им интересна, а с дальнейшим трудоустройством определиться позднее. И всего 9 процентов еще не думали, кем и где будут работать. Еще выяснилось, что большинство студентов-первокурсников собираются найти подработку на 1-м или 2-м курсе, а на 4-м или 5-м начать работать серьезно. Лишь 7 процентов планируют искать работу только после окончания вуза.

Грубая реальность

Что же происходит на самом деле после пяти лет учебы? На имеющиеся вакансии в этом году претендуют больше миллиона молодых специалистов, выпускников вузов 2007 года. Только что независимое рейтинговое агентство "РейтОР" провело свое исследование, результаты которого интересно проанализировать.

Опрос более 1600 респондентов из числа выпускников вузов 2007 года в различных регионах России показал, что только 23 процента опрошенных точно будут работать по специальности (это в два раза меньше, чем хотелось абитуриентам), 3 процента - точно работать по специальности не будут, а 18 процентов заявили что, скорее всего, не станут работать по полученной специальности. То есть получается, что КПД наших вузов весьма небольшой.

Интересно, что исследование проводилось в наиболее прикладных отраслях и направлениях вузовской подготовки: машиностроение, сервис и туризм, агропромышленный комплекс и пищевая промышленность, строительство, геология, добыча и разведка полезных ископаемых, экономика и менеджмент, электроника, телекоммуникации и информационные технологии.

При этом выяснилось, что в последние годы все больше студентов совмещают обучение в вузе с работой (52 процента опрошенных выпускников), однако их работа в годы учебы чаще всего носит характер приработка и не связана с получаемой специальностью. Только 40 процентов имеющих опыт работы студентов подтвердили, что работа имела отношение к специальности, которой они обучались в вузе.

К окончанию вуза с будущим местом работы смогли определиться около четверти выпускников 2007 года (27,5 процента уже выбрали предприятие для будущей работы). А 72,5 процента молодых людей приступают к поиску работы, только получив диплом.

Выбор выпускника

Что же является основными критериями выбора молодым специалистом места будущей работы? Прежде всего - перспективы карьерного роста, потом - уровень заработной платы, а затем - возможность самореализации. Близость к дому, социальный пакет, взаимоотношения в коллективе в гораздо меньшей степени волнуют молодых. На восьмом месте - престижность места работы, на десятом - то, что предприятие развивается быстрыми темпами, на двенадцатом - близость к дому. И только на тринадцатом - тот факт, что молодой специалист будет работать в дружном коллективе.

Что касается реального уровня зарплаты молодого специалиста, то начальная зарплата в среднем колеблется от $300 до $700 (мы говорим о Москве). В то же время во всех отраслях (кроме машиностроения) есть множество предприятий, где средняя зарплата выпускников превышает $700. Больше всего их в сфере менеджмента, IT и телекоммуникаций.

Выбор работодателя

Чем руководствуется работодатель при принятии решения о найме молодого специалиста? Оказалось, что главным является: личное впечатление от претендента, имеющийся у него опыт делового общения (учебная практика, стажировка на рабочем месте), а уже потом - наличие профильного образования . Несмотря на то, что работодатели не говорят о том, что репутация вуза имеет решающее значение, на практике иногда выпускники неизвестных вузов даже не рассматриваются в качестве претендентов. Кроме того, для работодателей важны (по нисходящей): наличие рекомендаций со стороны вуза , репутация учебного заведения , которое закончил выпускник, уровень запросов выпускника (должность, размер заработной платы, режим работы и т.д.), средний балл диплома ; просьбы о протекции со стороны родственников, друзей, знакомых.

Агентство "РейтОР" при поддержке Ассоциации консультантов по подбору персонала в прошлом году проводило исследование "Карьера молодого специалиста в Москве". В нем приняли участие представители 150 российских компаний, работающие в пяти отраслях: газ и нефтехимия, машиностроение, IT и телекоммуникации, энергетика, менеджмент и экономика

Работодателям задавали вопрос: "Выпускников каких московских вузов вы предпочитали брать на постоянную работу в последние два-три года?"

И выяснилось, что:

  • машиностроители предпочитают выпускников МГТУ им. Баумана, МАИ, МЭИ, МАТИ (Российского государственного технологического университета им. К.Э.Циолковского), Московского государственного технического университета "МАМИ", МФТИ, Станкина;
  • энергетики с удовольствием принимают на работу выпускников МЭИ, МГТУ им. Баумана, МАИ, МГУ им. Ломоносова, МФТИ, Российского госуниверситета нефти и газа им. Губкина, МИФИ;
  • работодатели сферы "газ и нефтехимия" предпочитают выпускников Российского госуниверситета нефти и газа им. Губкина, МГУ им. Ломоносова, Российского химико-технологического университета им. Менделеева, МГТУ им. Баумана, МЭИ, МФТИ.
  • выпускников экономических специальностей и менеджмента на работу предпочитают принимать после окончания МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, РЭА им. Плеханова, МГИМО, Госуниверситета управления, Финансовой академии при правительстве РФ, МАИ, Высшей школы экономики, МЭИ, Академии народного хозяйства при правительстве РФ;
  • работодатели сфере " IT и телекоммуникации" в основном называли Бауманку, МГУ им. Ломоносова, МИФИ, Московский технический университет связи и информатики, МФТИ, МАИ, Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики, МЭИ.

Подводя некоторые итоги, можно сказать: работодатели в основном называют известные бренды, лидирующие в опросах в течение последних лет. В таких отраслях, как машиностроение, энергетика, газ и нефтехимия, наиболее привлекательными считаются профильные отраслевые вузы (обычно называют не более трех). В таких же отраслях, как менеджмент и экономика, IT и телекоммуникации, работодатели не ограничиваются тройкой ведущих брендов и отраслевыми вузами. И еще: они выделяют выпускников технических вузов как наиболее привлекательных для экономических и управленческих профессий.

Как найти друг друга

Раньше, в эпоху развитого социализма, все было просто: выпускники работали либо по распределению, либо находили место через родственников и друзей родителей (по блату то есть). Результаты сегодняшнего опроса показали, что работодатель и выпускник вуза чаще всего находят друг друга, размещая объявления об имеющихся вакансиях в средствах массовой информации, интернете, а уж потом по старинке (пользуясь неформальными связями - через знакомых, родственников и друзей).

Какие качества ценят в молодых специалистах работодатели

По тому, какие качества ценят сегодня в молодых специалистах предприятия, можно судить о том, чего не хватает современным российским вузам. А ценят они обучаемость, адаптивность, активность, амбициозность, коммуникабельность, мобильность, настойчивость, технологическую подготовку, знание компьютера и иностранных языков.

Нетрудно заметить, что на первом месте для работодателя стоит "обучаемость". Это означает, что специалистов требуемого качества наши вузы не дают. Именно поэтому, несмотря на нехватку квалифицированных работников, далеко не каждый работодатель готов принять выпускника вуза. Более 70 процентов работодателей признали, что молодому специалисту требуется доподготовка.

В бизнесе и промышленности для адаптации молодого специалиста нужно от нескольких месяцев до двух лет. И далеко не каждое предприятие готово тратить средства и время на такое доучивание.

Каких качеств не хватает выпускникам вузов

По результатам опросов работодателей можно судить: дополнительная подготовка молодых специалистов необходима из-за общего недостатка знаний вообще и специальных знаний в частности; отсутствия практических навыков, оторванности знаний от производства, отсутствия коммуникативных навыков, неумения использовать информацию.

Хочется спросить: а какими качествами, вообще-то, обладают наши выпускники?

Работодатели не доверяют вузам. Все меньше предприятий сотрудничают с ними; они не направляют средств на подготовку специалистов, не организуют стажировок. Работодатели предпочитают направлять своих работников для обучения на другие предприятия или обучать их самостоятельно. 290 из тысячи обследованных предприятий уже имеют свои собственные учебные учреждения: курсы переподготовки, учебные центры, профтехучилища, колледжи и вузы.

Например, еще в 2005 году затраты российских предприятий на переобучение и дополнительную подготовку своих работников составили около 400 миллиардов рублей. При этом заказ предприятий на подготовку специалистов в образовательных учреждениях оказался невелик - всего 17 миллиардов.

Может быть, по этой причине выпускники вуза, едва получив диплом, сразу задумываются о получении второго высшего образования (несмотря на то, что его можно получить только за деньги). Делают они это не ради удовольствия (как многие их западные сверстники), а по необходимости. Видимо, понимают, что к работе они не готовы.

P. S. Вывод не утешителен: вузы в массе своей, даже если они готовят специалистов по прикладным специальностям, продолжают давать некое абстрактное (пусть даже хорошее) образование. Образование, оторванное от нужд реальной жизни. Может быть, именно поэтому выпускники не могут сразу приступать к работе по специальности, а жизнь наша становится все "краше" только на словах. А про нас говорят: если вы такие умные, то почему такие бедные?