Самые недоступные монастыри


В данном рейтинге указаны монастыри по своей недоступности. Монастыри строятся так, что бы были изолированы так или иначе от остального мира, это может быть высокий забор, но может быть и удаленность от городов или постройка в недоступном месте – в горах.
В данном списке 10 уникальных монастырей, доступ к которым усложнен отдаленностью, рельефом местности или иными факторами. Это лишь некоторые монастыри из множества удаленных по всему миру.




Этот монастырь принадлежит Сербской Православной Церкви. Расположен в скале, в ней есть углубление и там построен монастырь. Скаты скалы и стены монастыря составляют почти единую плоскость.
Расположен в Черногории, на высоте 900 метров в 15 км от Даниловграда.
Это наиболее популярное место паломничества в Черногории, тысячи людей посещают этот монастырь каждый год.
В монастыре хранятся мощи Василия Острожского, чудотворца, основателя монастыря. Монастырь основан в XVII веке.



Метеоры это область, в Фессалии (Центральная Греция), в этой области расположены скалы Метеоры.

Сегодня традиция православия продолжается в течение более чем 600 лет. На скалах расположены ряд монастырей, в том числе: Святой монастырь Великой Метеоры, Монастырь Варлаама, Монастырь Святого Стефана, Свято-Троицкий монастырь, Монастырь Святого Николая Анапавсаса, Монастырь Роусанно. Все эти монастыри находятся на вершине скал Метеора.
Православные монастыри являются частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Монастырь расположен в Ки-Виллидж, в Гималаях. Тибетский буддийский монастырь построен на вершине холма на высоте 4166 метров над уровнем моря с видом на долину Спити. Это религиозный центр подготовки лам, он пережил несколько нападений монголов и других армий.



Православный Кожеозерский Монастырь расположен недалеко от населенного пункта Кожозеро, в северо-западной части России, один из самых отдаленных от цивилизации районов на планете. Монастырь, основан в 1500-х годах, является одним из самых труднодоступных зданий в мире, дорог к нему нет.

Что бы до него добраться нужно выйти на станции Нименьге (Архангельская область), остановить лесовоз, идущий в сторону монастыря, последние 32 километра пройти пешком. Но на этом трудности не заканчиваются, есть препятствие - озеро. Путешественник должен зажечь огонь и ждать лодку с другой стороны. Монастырь не имеет электричества, Интернета.



Монастырь Фуктал («Через пещеру») расположен удаленном юго-восточном регионе Занскар, высоко в Гималаях.
Здание построено в скале массивного ущелья на высоте около 3800 метров.
Монастырь построен в XII-м веке Ламой Гангсем Шерабом Сампо. Удивляет то, что конструкция выполнена из глиняных кирпичей, камней и дерева, и притом он стоит более 800 лет.

5. Монастырь "Гнездо тигра" в скале Паро, Бутан



Монастырь "Гнездо тигра" построен на высоте 3000 метров в скале Паро, Бутан в Гималаях.
Легенда гласит, что Гуру Ринпоче, второй Будда прибыл на скалу на спине большой тигрицы.
Монастырь построен в 1692 году, реконструирован в 1998 году, монастырь является строго практикующим. Единственный способ добраться туда - пешком или нанять мула. На внутреннюю территорию туристы не допускаются.



Этот монастырь расположен в китайской провинции Шаньси, его название "Висячий Храм."
Этот монастырь построен на скале с видом на соседний гору Хэн. На первый взгляд, этот храм, поддерживается тонкими сваями, кажется, что сильный порыв ветра может снести его в пропасть. Однако благодаря инженерам его построившим, монастырь пережил несколько землетрясений на протяжении многих лет.
Монастырь построен более 1400 лет назад.

Подул ветер, бодростью умыл щеки, пробежался по березовым кудряшкам и они, ласкаясь, зашептали ему что-то, потрепал игриво траву, цветы полевые, защекотали нежные, такие уютные запахи, вспорхнула птица, потом минуту длилось еще ожидание, и опять все затихло, убаюкиваясь жарким дыханием июльского солнца.

Мы остановились и долго-долго, как чудесную музыку, слушали шуршанье листьев и, пожмуриваясь, улыбались друг другу. Три дня мы шли по тайге со скрипучими корягами-елками, скрывавшими свою дряхлость под лишайниками и мхами, не видели ни одной птицы, вязли в болотах, с опаской оглядываясь на темно-коричневую жижу, тыкали в нее посохом, и она злобно бурлила, издавая зловония. А после этих болот от усталости мы валились на первое лежащее дерево и выливали из сапог вонь-водицу, выжимали носки и шли дальше и дальше, по дороге, но наугад, ведь в карте то ее и указано не было. Мрачная тишина обнимала лес и его пленников.

Мы шли по звериным следам: то медвежьим, то лосиным, то еще каким-то неизвестным, но ни звука, ни души живой нам не встречалось, только комары заботливо провожали нас от начала до конца, отставая и присоединяясь, вились и зудели, ничуть не смущаясь противомоскитными мазями. Сама дорога была мягкой, мшистой периной, а под ней вода, идешь словно цапля, высоко поднимаешь ноги, а эта зелень держит их будто, еле вырвешься. Вокруг мрачно и темно среди еловых скелетов, одно утешение – черничники под ногами, но особо не понагибаешься, с рюкзаками то. Так идешь, а далеко-далеко просвет за деревьями, солнышко выглядывает, думаешь на полянке и отдохну, идешь -идешь, еле волочишь мокрые свои ноги, вот и просвет, совсем рядом, дошли, смотрим, а там солнышко в болоте отражается, гнилушки освещает, от уныния такого так бы и остался, а нельзя, надо болото пройти, а там уж и отдохнем: вот так и шли.

Позади три ночевки: две на твердой земле, у быстрых речушек, чтоб умыться и хоть суп сварить, а одна ночевка прямо среди болот, стемнело быстро, в лесу же, а вокруг глубь-трясина, ступить опасно, так и заночевали, где посуше было, тут уж не до супа, и костер то от такой мокроты не развести. И вот несколько километров – и мы на настоящей поляне, среди цветов, деревьев, которые уже повыше, летают насекомые разные, жужжат, жизнь вокруг и хорошо так, что не один ты человек: Чуем мы по свежести, что уже не далеко озеро, все мысли о том, какое оно теперь. Смотрим по карте – “ничего себе”, 27 км в длину, знаем уже, что рыбное, об этом нам еще в поезде говорили, даже удочку подарили. Но это не то все, какое Кожеозеро по сути своей, по замыслу Божьему? Что помнит оно, что сохранилось на нем, что забылось? Какие люди живут? Думаешь так, и все картинки древние мелькают, будто в тумане сказочном, а там чудо-остров, вокруг барашки от волн, ветер носится, и келейка маленькая, мхом утыканная для тепла, и старец с бородой серебряной пред иконой строгой, освещенной лучинкой, Нифонт по постригу: Вдруг стук, голос человеческий, или померещилось, молитву кто-то творит: “Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, помилуй нас”, значит не наваждение, взаправду какой православный забрел, только говор какой-то незнакомый. “Аминь”.

Отворил: и приобрел себе брата и сподвижника. Назвался путник Сергием, а раньше татарином был пленным, самим мурзой Туртасом Гравировичем, как Казань то взяли. Потом крестился, у боярина Плещеева жил и в вере христианской наставлялся. Так это ж не боярские хоромы – остров пустынный, из еды коренья только, даже рыбы решили не вкушать, а из посетителей – зверей ли диких опасность какая принесет, да разве что птицы, а еще демоны смущают. Какая жизнь, а ничего, вытерпел, молил все постричь его, вот Нифонт и постриг, Серапионом назвал.

Серапион Кожеозерский. А потом Нифонт умер, ко Господу отошел. Тогда Серапион отправился в Москву, к самому царю – чтоб монастырь устроить, а как Феодор Иоаннович землю дал, да иноки собрались, стала братия лес расчищать да храмы строить. Воздвигли один в честь Святого Богоявления, другой в честь святителя Николая. Так и окрестили поселение свое Богоявленский Кожеозерский монастырь. Шли годы трудов и молитв, Серапион совсем состарился и побелел, озерный ветер и время изрисовали его лик морщинками-лучиками, собирались ученики. Самый смышленый из них – Авраамий, который и будет потом игуменом, дивно служит в монастырском храме, а потом придет, благодатный такой, после литургии к нему в келейку, возьмет смиренно благословение и все ладошку сухонькую его держит – учителя своего, отпустить боится. Но да каждому свое время, пришло оно и к Серапиону – покинул земные обители Кожеозерский строитель, в Небесные обители приняли преподобного.

А монастырь все рос, ни сколько землями, сколько подвижниками, и не диво ли – жизнь свою в такую глухомань запрятать, а все ведь новые иноки приходят в обитель. Так пришел к преподобному Авраамию дивный монах Никодим. Родился он в селе Иваньково, что под Ростовом.

Как все ребята и со скотом управлялся, и в поле работал, а все же особенный был, видение одно помнил, как будто зовет его кто-то: “Никодим! Никодим!”, а он тогда еще Никитой бегал.

А потом юродивый один, как встретит его, так и обзовет “Хузъюгским пустынником”. А что это и где, кому ведомо? Так и запоминал Никита все это, и как родители то его умерли, поступил в монастырь Чудов. Хороший монастырь, благолепный, только столичный да и богатый для него слишком. Прожил он там 11 лет, а потом на север пошел, в Архангельский край, тут встретилось ему Кожеозеро. Но даже там было ему тесно, просила душа пустыни, чащи лесной, и нашел он такую пустыню на реке Хузъюге в 5 верстах от Кожеозера. Пришел, помолился, келейку поставил и прожил в ней, малюсенькой, 35 лет. Птица ли пролетала, зверь ли не боясь спешил по своим делам через “скит” преподобного, человек ли какой по нужде забрел – все видели Никодима только на молитве. Олени вокруг него собирались, а как станет он молиться, и польются слезы, и ланиты старческие просветятся каким-то теплым светом, то и они неразумные преклонят свои головы и тихо стоят так, будто молятся или думают о чем-то важном-важном.

Потом люди узнали, что лечит Никодим болезни: только попросит у Бога и поправится человек, хоть всю жизнь мучался и никакие травки не помогали.

Но и его не долго на земле славили люди – в назначенный срок сверкая ангельскими одеждами пришли к Никодиму два светоносных мужа: святитель Московский Алексий и преподобный Дионисий Радонежский – взяли его под руки и отвели ко Господу:

Но не больше двух веков блистала Кожеозерская обитель, где даже патриарх Никон пребывал некоторое время игуменом (а он превратил Кожеостров в полуостров, соединив с берегом земляной дамбой). Вскоре различные неустройства и особенно пожары привели монастырь в запустение. В 1758 году обитель приписали к Спасо-Преображенскому монастырю, а по учереждении штатов в 1764 вовсе упразднили в простой приход, да и тот потом приписали к прилуцкому приходу. Казалось, пропал монастырь, но нет, в середине XIX века его вновь возобновили по приказу Святейшего Синода, и целью его возобновления была борьба с расколом, таким свободным на севере. Так Кожеозерская обитель стала оплотом православия в Онежском, Пудожском и Каргопольском уездах.

А вот после революции, так же, как и другие обители, Кожеозерский монастырь перенес много испытаний и прославился мучениками. В 1918 в монастырь вошли красные. Игумена Арсения и часть братии большевики убили, заколов штыками. Но прошло несколько дней – и вдруг раздались орудийные залпы с берега, это части белой армии стали отбивать монастырь. Доныне видны в храмах и строениях монастырских пробоины той беспутной войны. Красноармейцев всех расстреляли, а остатки братии ушли с белой армией за границу.

Потом на месте монастыря была коммуна, и славно жила она здесь, пока не проела все монастырские запасы. Затем разместился тут поселок ссыльных – Кожпоселок, все так же и обозначенный на карте, но уже как “(нежил)”. В одном из дорожных болот все еще возвышается одинокий электрический столб – памятник той жизни. В 1954 году расформировали и Кожпоселок.

С того времени на Кожеострове лишь время от времени жили лесники. Затихла здесь жизнь, растворились над озером молитвы, смолкли хозяйские беседы, уже ни колокола, ни радиоприемники не пугали эту тишину, только старые волны по привычке умывали берег и мчались куда-то далеко, туда где на горизонте просвет между деревьями и не понятно уже где кончается это синее святое озеро и начинается Небо:

Однажды, в 1998 году, пришли в монастырь из Оптиной пустыни двое монахов и послушник с ними. Хотели здесь остаться – жили же здесь как-то раньше. Только столько скорбей выпало на их долю, что не выдержали монахи, ушли. А послушник то остался. Так и живёт там до сих пор, только не послушник он уже, а отец настоятель – иеромонах Михей. Это по званию, а по жизни сам себе батюшка настоятель, сам и священник, и послушник и простой трудник, трудяга то есть. Из года в год приходят в обитель монашествующие, привлекает их житие уединенное, удалённостью от суеты мирской. Только разве проживешь здесь: без света, без тепла, без продуктов, до первого жилого места 84 км: Вот и выдерживали дни, месяц, ну несколько месяцев. А отец Михей все живет – подвизается. Один он и службу служит: как проснется так и служба, и часы ни к чему, служит размеренно величественно, а поет как: только вот слушателей то у него нет, камушки только древние, да лики на простых, бумажных иконах, с того мира ему и подпевают. Один он и хозяйство ведет, – две лошадки у него, кормить надо, вот и заготавливает сено на зиму, а еще рубит дрова, рыбу солит, за огородом присматривает. Диво, что один он монастырь восстанавливает: вот в Тихвинском храме уже потолок настелил, окошки вставил, алтарную преграду соорудил, колокольчики повесил на звонницу. Недавно стали работать монастыре плотники. Вот как дело было. Приехал прошлым летом в гости к батюшке схимник один, из Троице-Сергиевой Лавры, и так понравилось ему, что запросился он остаться, а жил то на сеновале, все святых отцов читал да молился. Вот дал он батюшке денег и просил келью ему соорудить. Так и пришли в монастырь работники: стучат топорами, день за днем растет монашеская избушка. К чести сказать, мы были первыми монастырскими паломниками со времен революции. Батюшка так обрадовался, и совсем не знал что с нами делать, принимал как самых близких гостей. Послушанье дал для удовольствия – еду готовить. А что готовить то?

Хлеба в монастыре никакого нет, печь надо, да когда? К тому же все мы люди городские, батюшка ведь тоже из Москвы. Вот крупу кто-то пожертвовал. Зато сколько рыбы: сиги, налимы, двухкилограммовые окуни и еще вкуснейшие ряпусы (у нас – жареные, а у местных копченые).

Готовим на печке, нам это в диковинку, и все кажется вкусным. Уху едим на завтрак, на обед и ужин, а до сих пор не наелись. Еще просил батюшка малинки собрать для зимней простуды – зимы то ого-го, 40 градусов. А малинка эта по острову растет, по горкам, на солнышке греется, набрали ее много, сварили 2,5 литра варенья, а потом 1,5 литра и съели за разговорами. Батюшка с нами как с детьми малыми носился, вот на Илью пророка заказали мы батюшке службу, попросили послужить литургию. А для службы такой просфоры нужны, а когда их печь? А главное как? Пол дня и пол ночи их месили, потом они поднимались, потом пеклись, уф! И все это в полутьме, только тоненькая свечка мерцает. Зато на трапезе у нас лампадное освещение, батюшка покропит еду и нас святой водой, молитовки почитает, и мы берем щербатые миски и алюминивые ложки, придвигаемся к кастрюле с ухой и хлюпаем так аппетитно горяченным варевом. А ведь батюшке понравилось как мы готовим, “Три года, – говорит, – так не ел”, да и когда ему готовить то себе. С батюшкой разговариваем долго-долго, далеко уж за полночь, светать стало – ночи то короткие, говорит он и заглядишься на него случайно, думаешь – есть на Руси особая монашеская красота. Скромна она, а в этом сила ее. Русые локоны запрятанные под воротник, глубокие глаза, а долу опущены, прячется красота, и чем больше прячется, тем красивее.

Чудно, а ведь правда, нет в мире такой красоты, только в монастыре есть, где труды нечеловеческие, где и еда не та, и баня редкость, и не до сна тут, а в силе этой Господа ради любви все терпеть великая красота уже того мира, которая лицо и обыденное преображает.

И в разговоре эта красота есть: и голос по-другому льется, и слова другие, и чувствуешь, что есть сила у него так говорить, потому и уважают все, даже совсем чужие лесники и охотники, которые о Боге и слышать не хотят, а силе этой покорны и слушают.

Когда уходили мы – кланялись мощам преподобных Серапиона и Авраамия, похороненных под спудом уже несуществующей часовни – теперь это заросли иван-чая. Батюшка нас провожал, но уже по другой дороге. Перевез на моторке через Кожеозеро, потом через другое – Плоское, где водица чистейшая как в кружке серебряной Небесного Царя застыла. Потом шел с нами по лесу, и ел горстями чернику, когда мы запаздывали, потом по болотам, и подкармливал на привалах копченой рыбкой, чтоб не очень то унывали даже с мокрыми ногами. Так вышли мы к порубам, и именно он легко договорился с водителем супермаза довезти нас до железной дороги. В поезд мы тоже вошли вместе, еле попрощались, и сразу уснули от стольких впечатлений. А когда проснулись, батюшка уже вышел, и стало чего-то не хватать. И подумалось вроде бы столько впечатлений, такие геройства пережили, природу какую видели, древние храмы, озеро, а все это без батюшки не то, только с человеком, таким человеком все поукрасилось и смысл обрело.

P.S.: Летели деньки-недели, больше месяца уже прошло после нашей поездки, как вдруг в один из осенних вечеров телефон разразился поздним звонком. В трубке отозвался знакомый застенчивый голос. Это батюшка звонил из Онеги, от знакомых, спросить, как мы добрались, всё ли у нас в порядке. Рассказал он и о чуде, явленном в монастыре 14 августа. Ночью двое рабочих (неверующие) видели яркий столп света, выходящий из земли на том месте, где покоятся под спудом мощи прп. Никодима Кожеезерского. Так явил Господь знак Своего благоволения к возрождению затерянной средь тайги и болот древней обители…

Снова спросили мы отца Михея, нужно ли что-нибудь монастырю, может, не достает чего-нибудь? Всё есть, – последовал ответ. Как и прежде, не хватает одного – человеческих рук. Батюшке одному нелегко. Так что тот, кто хотел бы соприкоснуться с живым подвижническим бытом, вдали от любой цивилизации, знает, где есть место, в котором он нужен.

Как добраться?

Существует несколько вариантов. Можно ехать на Архангельском поезде до станции Порог или Вонгуда, оттуда добраться до Шомокши (на катере/лодке – летом, на снегоходе – зимой), а от Шомокши – уже до монастыря (дрезина/лесовоз/вездеход и пешком – летом, снегоход – зимой; у местных жителей техника в изобилии и берут они за провоз обычно не очень дорого).

Либо из Москвы до Вологды, из Вологды на Мурманской электричке до ст. Нименьга. От Нименьги каждое утро ходит вахтовка (автобус с лесорубами) до Нименгской вахты. А от вахты тропа идёт до самого монастыря – самый краткий путь, если пешком (30 км).

Первым вариантом мы добирались в монастырь, вторым – возвращались. Можно также от Порога добраться до посёлка Усть-Кожа, оттуда недалеко идёт старая монастырская дорога, она наиболее удобная для хотьбы, но и наиболее длинна – 80 км, причём в одном месте надо перебираться через реку Кожу.

И если вдруг кто-то из братьев возжелает во славу Божию и во спасение души потрудиться немного на восстановлении северной святыни, несомненно, милость Божия и заступничество преподобных отец Кожеозерских поможет и сохранит на пути в эту дальнюю обитель, как сохраняло нас.

Посмотрел по карте и оказалось, что я посетил практически все скиты нашего Заволжья, за редким исключением тех мест, которые я просто не смог найти (Смольяны, Семь Дев, например). Причем после разговора с одним из тех людей, которые помнят, где находятся все эти места, Авдеем Савельевичем Масловым, оказалось, что и он уже толком не помнит, где находится боярский скит Смольяны (или, как его называют у нас, Смоляны) — места там дремучие, да к тому же сильно поменялась местность благодаря лесозаготовкам. Боюсь, в скором будущем уже никто не сможет найти эти места…

Сейчас я вам покажу, что осталось от четырех когда-то действующих скитов: Одинцовского, Фундриковского, Улангерского и Осинковского. Причем с Осинковским у меня выходит какая-то оказия — дело в том, что самих этих Осинок довольно много. На месте одной деревни, которая находится около Семенова, расположен святой источник, часовенка и могилы монахов, которые предпочли смерть в огне, нежели сдаться властям.

В прошлый раз я вам рассказал, что именно тут располагался Осинковский монастырь. Однако после этого я съездил ещё в одни Осинки — оказалось, что там находится здание какого-то разрушенного монастыря. Спросил местных — единоверческий. И именно он оказался тем самым Осинковским монастырем, насельников которого Мельников-Печерский убедил перейти в единоверие и позже они были переселены в Благовещенский единоверческий монастырь (ныне не сохранившийся). Вот такие запутанные истории приходится распутывать!

Одинцовский скит был основан в XVIII веке и был беглопоповского согласия, рядом с ним находился Корельский скит, до которого я не стал идти, так как от него не осталось вообще ничего. Так как Одинцовский скит располагался относительно недалеко от Семенова, то именно сюда ездили крестьяне для совершения треб, как утверждает история, в основном погребения умерших. Скит этот был небольшой, всего на 9 обителей.

В 1840 году тут случился пожар и почти все скитники перешли в Гордеевский скит (кстати, один из немногих так мной и не посещенный из-за своего удаленного местонахождения относительно остальной части скитов) и в соседние деревни Одинца и Корельское. Поселений на месте самого скита никаких не осталось, однако жители местных деревень сходились на поклонение к могиле святой Маргариты, инокини Одинцовских келий, и ее колодчику со святой водой. Согласно легенде, матушка Маргарита вознеслась на том месте, где образовался колодец. Главным объектом паломничества является могила матери Маргариты и расположенный рядом с ней источник воды, почитаемой староверами как целебная. К ней мы и прогуляемся.

Доехать на машине туда нереально, пришлось оставить её в соседней деревне у дома местных и идти дальше пешком. Дороги исключительно лесовозные, так что тут или на шишиге, или на велосипеде.

«Дворянам Свечиным, владевшим здешними землями и крестьянами, в скиту принадлежала обитель с часовней. В начале ХIХ в. ее унаследовала от дочери помещика Свечина — Павлы Андреевны — основательница Улангерского скита дворянка Федосья Федоровна Сухонина, переселившаяся в Фундриково.

Службы и требы в Фундриковском скиту отправлялись беглыми священниками. В 1826 г. здесь насчитывалось две обители. Официально скит был закрыт в 1852 г.

В начале ХХ в., по свидетельству Ю. Прилуцкого, в Фундриково имелась моленная, которая стояла в укромном месте в гумнах. В моленной стояли на почетных местах старинные святыни из Улангерских обителей: иконы святителя Николы, Божьей Матери и Животворящий крест, о которых рассказывались интересные предания. Икона Святой Троицы — новая, хорошего письма и большой стоимости — была пожертвована Зинаидой, сестрой Н. А. Бугрова».

Совсем рядом с Фундриково находится ныне заброшенная деревня Улангерь. Внезапно нахожу тут вот такую вещь

« Улангерский скит был основан на р. Козленце в 80-х годах ХVIII в. при активном участии Галицкой помещицы Феодосии Федоровны Сухониной и дворянки Акулины Степановны Свечиной.

Скит был выстроен взамен "старого Улангера", находившегося в Макарьевском уезде Костромской губернии и сгоревшего от молнии в крещенский сочельник. Разбежавшихся стариц сгоревшего скита Сухонина собрала в новую обитель. До середины ХIХ в. в Улангере почитался трехметровый деревянный крест, будто бы поставленный на выбранном дворянкой месте.

В разное время в скиту насчитывалось от 12 до 20 женских и мужских обителей, принадлежащих к беглопоповскому толку. Некоторые скитники придерживались безпоповского согласия. Улангерский скит считался боярским — в нем селились представители знатных родов, а в ХIХ в. его стали населять и выходцы из купечества вместе с домочадцами. Вдовые купчихи возглавляли обители и принимали схиму, их челядь постригалась в иноческий чин.

Скит поддерживал тесные связи с московским Рогожским кладбищем, славился богатством и величием церковной службы — в отдельные праздники службу вели 12 иереев. На территории Улангеря почитались три старых кладбища. На одно из них, при бывшей мужской обители, приходили на поклонение Ионе и Илии, называемыми преподобными, а также в Порфирину обитель на поклонение святой Фекле, мощи которой были найдены нетленными, когда копали могилу для игуменьи.

В 1838 г. Улангерский скит был переименован в селение. До самого разорения здесь жили две дворянки. В ходе разорения скитов в 1855 г. планировалось переселение в Улангерский скит насельниц Оленевского и Комаровского. В 1856 г. часть жительниц д. Улангерь была вынуждена формально присоединиться к Осиновской единоверческой общине. После разорения скита его жители переселились в д. Ивановское и д. Фундриково, куда были перевезены все ценные книги и иконы.

28 февраля 1858 г. Улангерский скит был окончательно уничтожен, моленная обращена в жилую избу, в которой жила одна единоверка.

Улангерский скит — ныне д.Улангерь. Три самых старых дома — жители утверждают, что строили их 150 лет назад, — находятся на северном конце деревни по восточному порядку. По западному порядку в центре деревни располагается кладбище. Самая старая его часть — юго-западная. Здесь сохранилось 3 могилы с голбцами, на двух из которых есть медные иконы.
В южной части деревни в 20- 25 м от дороги по западному порядку растет старая сосна, почитаемая местными жителями святою».

Среди достопримечательностей мирового значения немало старинных монастырей и храмов, атмосфера в которых остается неизменной сотни лет. Располагаются самые старые и самые интересные монастыри планеты в невероятно труднодоступных местах: на крутых склонах гор и высоких утесах, среди бескрайних пустынь и непроходимых лесов. Сотни лет назад добраться до таких монастырей могли только самые целеустремленные и преданные своей вере люди, сегодня прекрасные монастыри являются центром притяжения для тысяч туристов. Путь к религиозным святыням может стать незабываемым приключением и потребовать от путешественников немалой отваги, решительности и физической выносливости.

Одина из самых труднодоступных религиозных достопримечательностей в мире находится в Мьянме, речь идет о прекрасном монастыре Таунг Калат. Построен он был сравнительно недавно, в конце 19 века, местом основания монастыря была выбрана гора Таунг Калат – старый потухший вулкан. Последнее извержение этого вулкана произошло в 5 веке до н.э., фактически монастырь был построен в кратере потухшего вулкана, что делает его еще более уникальным.


Высота горы Таунг Калат составляет 737 метров, чтобы добраться до ее вершины, придется преодолеть длинную и крутую лестницу, которая насчитывает ровно 777 ступеней. Учитывая то, что сконструирована она была практически на отвесном склоне горы, подъем действительно требует от посетителей монастыря неплохой физической подготовки. Начальный участок лестницы довольно широкий и выполнен из камня, постепенно лестница сужается и с каждым шагом неравномерность ее крутизны становится все более ощутимой.


Первоначально лестница была крытой, но со временем старая крыша обветшала и сегодня на некоторых участках полностью отсутствует. Единственное, что может уберечь путника на таких участках лестницы от падения в пропасть – хрупкие деревянные перила. Еще одной особенностью опасной лестницы является огромное количество бегающих по ней обезьян, чтобы преодолеть заветные 777 ступеней, понадобится немало терпения и осторожности. С давних времен местные жители считают гору Таунг Калат священным местом – обителью священных духов-натов, которых почитают наравне с Буддой. Больше всего паломников посещают монастырь в дни празднования полнолуния Найон, отмечают религиозный праздник дважды в год.


В Турции на территории Алтиндерского национального парка находится один из самых старых монастырей на планете – Панагия Сумела. Уникальный во всех отношениях монастырь был высечен прямо на склоне отвесной скалы Мелас, на высоте 1 200 метров над уровнем моря. Согласно одному из преданий, основателями христианского монастыря являются монахи из Афин – Софроний и Варнава. В одной из местных пещер они обнаружили икону Девы Марии, в 386 году на этом месте ими был основан монастырь. Здание неприступного монастыря выглядит просто завораживающе, создается впечатление, что оно в буквальном смысле встроено в скалы.

Название храма, расположенного на горе Хенг в Китае, в полной мере описывает его главную отличительную особенность. Этот удивительный храм был основан более 1,5 тысяч лет назад, он расположен на отвесном склоне горы и в буквальном смысле нависает над ущельем на высоте порядка 75 метров. По одной из красивых легенд, храм начал строить один буддийский монах-отшельник. Сотни лет спустя его дело продолжили другие почитатели буддизма и даосизма, но масштабы работ, которые удалось проделать одному монаху, кажутся просто невероятными. Современный храм представляет собой внушительный архитектурных комплекс, включающий более 40 залов и комнат, соединенных между собой лестницами и проложенными в скалах туннелями.

Удивительные монастыри Метеоры входят в число самых ярких достопримечательностей Греции. Дословно с древнегреческого «метеор» можно перевести как «парящий в воздухе», именно так можно кратко и наиболее ярко описать главную уникальную особенность комплекса монастырей. В настоящее время комплекс включает шесть действующих православных монастырей, которые располагаются на вершинах скал.

На поиски уникальных буддийских монастырей многие путешественники отправляются в Бутан, в этом миниатюрном государстве находится непреступный монастырь Такцанг-Лакханг. С языка дзонг-кэ его название можно перевести как «Логово тигра». Местом расположения монастыря был избран отвесной склон скалы, с дном глубокого ущелья святыню разделяет порядка 700 метров. Согласно историческим данным, монастырь был основан в 1692 году, но первые монахи обосновались в этих местах намного раньше.

Храм Донаторов входит в число важнейших достопримечательностей Крыма, расположен он в невероятно красивой местности, в одной из пещер горного массива Эски-Кермена. Отыскать эту удивительную пещеру, хранящую бесценнее религиозные артефакты, в горах невероятно сложно. Отправляться на экскурсию путешественникам рекомендуется только в сопровождении опытного проводника, в противном случае велик риск заблудиться в лабиринте непреодолимых гор и густых лесов. Главная ценность старинного пещерного храма – первозданные фрески, по предположению ученых, они были нанесены на стены еще в 12 веке.

В Израиле, недалеко от Иерусалима находится православный монастырь Мар Саба, известный многим путешественникам под названием Лавра Саввы Освященного. По внешнему виду он напоминает мощную средневековую крепость, монастырь носит имя своего основателя и был заложен в этом месте еще в 5 веке. По красивому преданию, в поисках уединения преподобный Савва Освещенный нашел потаенную пещеру, в которой провел несколько лет. Через несколько лет рядом с пещерой была построена небольшая церковь, рядом начали селиться ученики и последователи отшельника.

Прекрасный монастырь Монсеррат, расположенный в горной местности с одноименным названием, является главным религиозным центром Каталонии и привлекает приверженцев католического вероисповедания со всего мира. Сотни лет назад высоко в горах в одной из пещер местные пастухи обнаружили деревянную статую Мадонны, именно вокруг этой легендарной пещеры в начале 11 века и был основан монастырь. Он находится в невероятно красивой горной местности, на высоте более 720 метров над уровнем моря.

Самым труднодоступным монастырем Италии смело может быть назван Сан-Коломбано, он был основан без малого 700 лет назад, в 1319 году. Находится святыня на территории живописной провинции Тренто, а точнее, на горном перевале Пяно-делле-Фугацце. Высеченный в отвесной скале монастырь выглядит просто завораживающе, он в буквальном смысле «завис» в центре обрыва. Окружают монастырь невероятно красивые природные ландшафты, в обрамлении вековых деревьев он больше напоминает сказочный мираж, чем творение рук человеческих.

Эти десять строений не только как нельзя лучше подходят для поклонения небесам – до них ещё и невероятно сложно добраться. Они «недостижимые» - и это ещё мягкий эпитет, если говорить о них.

Монастырь Острог (Monastery Of Ostrog), Черногорье

Этот сербский православный монастырь можно найти высоко на склоне скалы Острошка Греда (Ostroška Greda) – он вырезан прямо в скале. Это самое популярное место паломничества в Черногории и тысячи людей посещают его каждый год. Монастырь был основан в 17 веке Василием Острожским митрополитом Герцеговины, и его мощи хранятся тут, в церкви, вырезанной в скале. Одной из причин большого количества посещений монастыря является то, что многие считают, что молитва рядом с останками Василия может излечить болезни, или, по крайней мере, уменьшить трудности в жизни человека.

Монастыри Метеоры (Metéora), Греция



«Metéora», что в переводе означает «парящие в воздухе», находятся высоко на песчаных колоннах, на равнинах Фессалии (Plain of Thessaly), в центральной Греции. Монастырь греческой православной церкви является местом Всемирного Наследия ЮНЕСКО, и обладает, наверное, самой интересной историей основания. Легенда гласит, что основателю монастыря, святому Афанасию, не нужно было подниматься на скалу, чтобы установить свой религиозный флаг в песчанике: вместо этого до головокружительных высот его поднял орёл.
Однако для простых смертных, единственным способом добраться до вершины скал являются вырезанные в них ступеньки. До 1920-х годов большинству людей приходилось использовать верёвки и шкивы, чтобы подняться на самый верх, а когда в 14 веке монастырь был только построен, для доставки материалов на 550-метровую высоту использовались лестницы и сети. Монастырь также известен тем, что там снимались некоторые сцены одного из фильмов о Джеймсе Бонде «For Your Eyes Only».

Буддистский монастырь Ки (Buddhist Monastery Of Ki), Индия



Выглядящий как нечто из фильма «Властелин Колец» монастырь Ки расположен в деревне Ки, в Гималаях. Тибетский буддийский монастырь находится на вершине холма, на высоте 4 166 метров над уровнем моря и с него открывается вид на долину Спити (Spiti Valley). Это религиозный учебный центр для лам, который перенёс множество нападений со стороны монголов и других армий.

Кожеозерский монастырь



Кожеозерский монастырь это православный монастырь, расположенный рядом с озером Кожозеро, в северо-западной части России – в одной из самых удалённых областей на нашей планете. Поэтому Кожеозерский монастырь, основанный в 1500-х годах, является одним из тех зданий мира, куда практически невозможно попасть, вкратце - туда не ведут никакие дороги.
Вместо этого любой желающий посетить монастырь должен доехать на поезде до станции Нименьга, затем проехать на попутке (лесовозном автомобиле) через лес (или пройти по тропе пешком, если не удастся поймать попутку) и, наконец, пройти пешком 32 последних километра. Однако, даже сделав это, вы столкнётесь с довольно сложным препятствием в виде озера. Путешественники должны зажечь огонь и ждать, чтобы за ними с другого берега послали лодку. Не стоит и говорить, что в монастыре нет электричества и Интернета, так что прежде чем отправляться в дальний путь к монастырю – не забудьте сообщить друзьям и близким о том, куда вы направляетесь.

Гомпа Фуктал (Phugtal Gompa), Индия



Гомпа Фуктал, выточенная из скалы массивного ущелья на высоте порядка 3 800 метров, скрывается в отдаленном юго-восточном регионе Занскар (Zanskar), высоко в Гималаях. В ней живут около 70 монахов. Это невероятное строение было основано в 12 веке ламой Гансемом Шерабом Сампо (Gangsem Sherap Sampo). Довольно удивительно то, что это строение, сделанное из глинобитных кирпичей, камней и дерева, пережило сотни лет.

Монастырь Такцанг-лакханг (Paro Taktsang Monastery), Бутан



Монастырь «Гнездо Тигрицы» опасно расположен на склоне скалы высотой в 3 000 метров, находящейся в долине Паро (Paro Valley), Бутан, в Гималаях. Легенда гласит, что Гуру Ринпоче (Guru Rinpoche), второй Будда, прибыл на скалу на спине большой тигрицы, затем он спрыгнул со своего необычного средства передвижения и пошёл прочь, чтобы найти пещеру для медитации. Эту пещеру теперь можно найти в стенах монастыря. Построенный в 1692 году и реконструированный в 1998 году, монастырь является строго практикующим, буддийским строением, и единственным способом добраться туда является пешая прогулка или поездка верхом на муле. Туристов туда не пускают.

Монастырь Сюанькун-сы (Xuan Kong Monastery), Китай



В китайской провинции Шаньси (Shanxi) можно найти «Висячий монастырь». Этот монастырь расположен на скале, откуда открывается вид на близлежащую гору Хэн (Heng). На первый взгляд, этот храм, поддерживаемый тонкими сваями, выглядит так, как будто сильный порыв ветра с лёгкостью заставит его упасть на землю, но ему видимо была дана удача самим богом (или же его строил действительно хороший инженер-строитель). За многие годы монастырь пережил несколько землетрясений.
Внутренний интерьер здания является просто экстраординарным, так как залы и комнаты повторяют угловатые контуры скалы. Построенный более 1400 лет назад, храм изумителен не только благодаря своей стойкости, но и благодаря своей архитектурной ценности. Как же он смог продержаться настолько долго? Инженеры, строившие его, были очень умными. Столбы были врезаны в склон скалы, из которой было вырезано всё строение.

Монастырь Панагии Сумелы (Sümela Monastery), Турция



Монастырь Панагии Сумелы это древний ортодоксальный монастырь, возраст которого составляет 1600 лет. Он был построен на скалах, и добраться до него можно через близлежащий лес по длинной винтовой каменной лестнице, расположенной на высоте 1 200 метров в скале в турецкой долине Альтиндера (Altindere). Официально заброшенный в 1920-х годах, в настоящее время монастырь является музеем и популярной туристической достопримечательностью. Однако в 2010 году тут в первый раз с момента его закрытия была проведена ортодоксальная месса. Монастырь Панагии Сумелы включает в себя несколько часовен, кухню, и подходяще названную Каменную Церковь.

Монастырь Таунг Калат на горе Попа (Popa Taungkalat Monastery), Мьянма



Люди, поднимающиеся на гору Попа, витают головой в облаках… буквально. Расположенный на отвесной скале, на высоте 737 метров, монастырь Таунг Калат не перестаёт удивлять своим местонахождением. Он нависает над вулканом, наверное, спящим вулканом, но был ли он спящим во времена постройки монастыря – никто не знает. Этот монастырь является знаменитым буддистским местом паломничества и по преданию тут живут 37 Махагири Натс (Mahagiri Nats), духов усопших, погибших от насильственной смерти. Те, кто хочет посетить этот монастырь должны помнить две вещи: во-первых, вам придётся взобраться на 777 ступенек. Во-вторых, даже не думайте кушать на верху – местные макаки вырывают бутерброды прямо из рук.

Монастырь святого Георгия (St George Monastery), Израиль



Расположенный на Западной окраине палестинских территорий, монастырь святого Георгия - это не тот монастырь, в который бы вы хотели попасть, гуляя во сне, учитывая, что с одной его стороны есть крутой обрыв. В это христианское святилище, построенное в шестом веке, можно добраться по пешеходному мосту через долину Вади Кельт (Wadi Qelt), которая, как утверждают некоторые, является долиной теней, упомянутой в псалме 23 Ветхого Завета.
Монастырь построен рядом с пещерой, которая, по мнению группы монахов, живших в четвёртом веке, обладает огромным духовным значением (они считали, что это было именно то место, где пророка Илию кормили вороны). Однако монастырь не всегда был мирным. Вскоре после того, как он был построен, персидские мародеры, проезжавшие через долину, убили всех 14 монахов живших в монастыре. Кости и черепа этих усопших монахов до сих пор можно увидеть в святых стенах монастыря.